Барьерный бег

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная программа для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школ олимпийско­го резерва (СДЮШОР) по бегу на барьерные дистанции составлена на основе действующей учебной программы, Положения о детско-юношес­кой спортивной школе и специализированной детско-юношеской шко­ле олимпийского резерва, нормативных документов, обобщения пере­дового опыта работы тренеров с юными легкоатлетами и других науч­ных исследований.

В программе нашли отражение построение учебно-тренировочного процесса в учебно-тренировочных группах и группах спортивного со­вершенствования, основные задачи на различных этапах годичного цикла тренировки, распределение объемов основных средств и интен­сивности тренировочных нагрузок в недельных циклах, ранжирование соревнований по значимости и их календарный план. Особенностью планирования программного материала является сведение максималь­но возможных параметров нагрузок, средств, методов контроля в одну принципиальную схему годичного цикла тренировки. Основная цель многолетней подготовки юных спортсменов в ДЮСШ, СДЮШОР -воспитание спортсменов высокой квалификации, потенциального ре­зерва сборных команд страны, активных строителей и защитников на­шей Родины.

В процессе многолетней спортивной подготовки должны решаться следующие задачи:

  1. гармоничное физическое развитие юных спортсменов, разносто­ронняя подготовка, укрепление здоровья;
  2. подготовка квалифицированных спортсменов, подготовка резер­вов для сборных команд РФ;
  3. подготовка инструкторов-общественников и судей по легкой ат­летике;
  4. теоретическая подготовка с основами педагогики, биомеханики, биохимии, физиологии, лечебной физической культуры.
    Важным условием выполнения поставленных задач является систе­матическое проведение практических и теоретических занятий, конт­рольных упражнений, восстановительных мероприятий, регулярное уча­стие в соревнованиях.

Учебная программа рассчитана на семилетний период обучения в спортивной школе, состоящий из четырех лет обучения в учебно-трени­ровочных группах, начиная с 12-летнего возраста, и трех лет — в груп­пах спортивного совершенствования.

Настоящая программа имеет ряд существенных особенностей и зна­чительно отличается от предыдущей. Так, например, для учебно-трени­ровочных групп программный материал практических занятий представ­лен в форме тренировочных заданий, сгруппированных в отдельные блоки по принципу их преимущественной направленности на развитие отдельных физических качеств или комплекса качеств, на совершен­ствование спортивно-технического и тактического мастерства.


1. Организационно-методические указания

Подготовка юных бегунов на барьерные дистанции ставит перед тренером сложные задачи. Многолетний спортивный опыт свидетель­ствует о том, что среди физических качеств скоростные труднее всего поддаются развитию. Узкий круг применяемых специальных скорост­ных упражнений приводит сначала к быстрому росту спортивных ре­зультатов, а затем к стабилизации скоростных возможностей спортсме­на. Передовой спортивный опыт и научные исследования показывают, что для достижения гармоничного физического развития и избежания преждевременной стабилизации скоростных качеств необходимо исполь­зовать широкий комплекс средств и методов спортивной тренировки. Особое место в системе подготовки юного барьериста должны занять наряду со скоростными силовые и скоростно-силовые упражнения спе­циального и общеразвивающего характера, а также скоростные упраж­нения в затрудненных и облегченных условиях.

Для юных бегунов на барьерные дистанции, занимающихся в учеб­но-тренировочных группах, основными задачами будут:

  • дальнейшее укрепление здоровья;
  • гармоничное физическое развитие;
  • укрепление опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудис­той системы средствами ОФП и СФП;
  • повышение уровня скоростных, силовых и скоростно-силовых ка­честв;
  • обучение основам техники спринтерского и барьерного бега и дру­гих видов легкой атлетики;
  • приобретение соревновательного опыта;
  • приобретение теоретических знаний по тренировке в беге на барь­ерные дистанции, ведение спортивного дневника и умение анализиро­вать записанные в нем данные.

При построении спортивной тренировки следует руководствоваться принципами:

  • целевой направленности по отношению к высшему спортивному мастерству;
  • соразмерности в развитии основных физических качеств;
    ведущих факторов, определяющих уровень мастерства и возраст­ной динамики развития юных спортсменов (М.Я. Набатникова, 1982).

Реализация указанных принципов позволяет учитывать как возраст­ные особенности юных спортсменов, так и требования, которые будут предъявлены к ним в будущем на этапе спортивного совершенствова­ния.

Для юных бегунов на барьерные дистанции, занимающихся в груп­пах спортивного совершенствования (16-19 лет), предусмотрены сле­дующие задачи:

  • дальнейшее укрепление здоровья;
  • гармоничное физическое развитие;
  • рост функциональных возможностей организма;
  • повышение уровня скоростных, силовых и скоростно-силовых качеств;
  • повышение уровня специальной выносливости;
  • совершенствование в технике барьерного бега низкого старта, бега по дистанции, бега на вираже, финиширования;
  • пополнение теоретических знаний по тренировке в беге на барьер­ные дистанции, умение анализировать данные спортивного дневника.

Тренировочный процесс барьериста должен рассматриваться как целостная динамическая система, где на каждом конкретном этапе со­вершенствования спортивного мастерства решаются специфические задачи по развитию двигательных качеств, формированию техническо­го мастерства и выбору средств, методов и величин тренировочных воз­действий. Организуется он в соответствии с определенными целевыми задачами, которые конкретно выражаются величиной прогнозируемо­го результата, и обуславливает необходимую для их реализации про­грамму тренировки.

Известно, что каждый уровень спортивного мас­терства имеет свои константные возрастные границы. Поэтому важное значение в многолетней подготовке спортсмена приобретает знание воз­растных особенностей становления спортивного мастерства. Это позво­лит ответить на вопросы: каковы оптимальные сроки начала специали­зации, когда целесообразно планировать выход спортсмена на тот или иной разрядный уровень, каким должен быть стаж занятий к моменту выполнения нормативов мастера спорта России и мастера спорта меж­дународного класса и т. д. На основании обработки данных спортив­ных биографий сильнейших барьеристов мира последнего времени был определен возраст и стаж занятий для достижения нормативов мастера спорта международного класса.

На основании данных можно констатировать, что специализирован­ная тренировка в беге на барьерные дистанции начинается в 13-14-лет­нем возрасте, стаж занятий от III разряда до выполнения МСМК у муж­чин равен в среднем 6 годам, у женщин — 7 годам.

В связи с вышеизложенным кратко охарактеризуем возрастные осо­бенности детей и подростков.

Все дети школьного возраста согласно физиологической периодизации делятся на три возрастные группы: 7 лет — конец периода первого детства; 8-11 лет (девочки) и 8-12 лет (мальчики) — период второго детства. Подростковый возраст наступает с 12 лет у девочек и с 13 лет у мальчиков. С 16 лет у девочек и с 17 лету мальчиков начинается юношеский возраст. Каждой возрастной группе детей свойственны особенности строения и функций систем организма и психологические особенности, учет которых необходим для рациональ­ного физического воспитания.

В подростковом и младшем юношеском возрасте отмечаются высо­кие темпы роста в длину, увеличиваются вес тела и мышечная масса. С13до14лет наблюдается интенсивный рост тела — его длина увеличива­ется на 9-10 см, а с 14 до 15 лет — на 7-8 см. Темпы роста длины тела резко падают к 16-17 годам. С 15 до 16 лет длина тела увеличивается на 5-6 см. в год, а с 16-17 лет- только на 2-3 см (В.П. Филин, Н.А. Фомин, 1980).

В старшем школьном возрасте пропорции тела приближаются к по­казателям взрослых. К 16 годам прекращается рост у девушек. Рост тела в длину у юношей в основном заканчивается к 18 годам.

В подростковом и юношеском возрасте наблюдаются высокие тем­пы увеличения мышечной массы. Максимальный рост силы на 1 кг соб­ственного веса наблюдается до 14 лет. После этого темпы роста относи­тельной силы снижаются. Показатели относительной силы у девочек значительно уступают соответствующим показателям у мальчиков. Поэтому в занятиях с девочками старше 13-14 лет следует строго дози­ровать упражнения, выполняемые с большими напряжениями.

В возрасте от 7 до 12 лет наблюдается интенсивный рост темпа дви­жений. Быстрота и частота движений, а также способность поддержи­вать их максимальный темп к 14-15 годам достигают близких к пре­дельным значений.

Напряженная мышечная работа предъявляет высокие требования к ресурсам систем дыхания и кровообращения, и так как сердце раньше,
чем скелетные мышцы, достигает границ работоспособности, то именно пределы его функциональных возможностей определяют способность человека к работе большой мощности. Уровень сердечной производи­тельности имеет значение для обеспечения энергетических потребнос­тей организма, связанных с мышечной работой. В процессе развития человека ЧСС уменьшается, достигая к подростковому возрасту вели­чин, близких к показателям взрослых. С 7 лет ЧСС с 85-90 уд./мин снижается до 70-76 к 14-15 годам. К 16-17 годам пульс составляет 65-75 уд./мин, т. е. практически не отличается от ЧСС у взрослых людей. При мышечной деятельности у юных спортсменов наблюдается ряд особенностей, связанных с высокими темпами возрастных морфологи­ческих и функциональных перестроек сердечно-сосудистой системы. Особенно значительны темпы развития сердечно-сосудистой системы на этапе полового созревания, когда размеры сердца, его вес и объем сис­толического выброса на протяжении 3-4 лет (с 12 до 15-16 лет) увели­чиваются почти вдвое.

Под влиянием систематической тренировки у подростков и юношей отмечается рост показателей, характеризующих эффективность потреб­ления кислорода. Основным источником энергетического обеспечения при напряженной мышечной работе является анаэробный обмен. Об уров­не анаэробного обмена можно судить по величине кислородного долга, накоплению молочной кислоты в крови или косвенным показателям ее концентрации.

Известно, что все физические качества в многолетнем плане разви­ваются неравномерно. Для каждого качества имеется свой благоприят­ный период. Преимущественная направленность тренировочного про­цесса по годам обучения определяется с учетом сенситивных периодов развития физических качеств у юных спортсменов. Вместе с тем, нельзя оставлять без внимания развитие качеств, которые в данном возрасте не совершенствуются. Особенно важно соблюдать соразмерность разви­тия общей выносливости и скоростных качеств, общей выносливости и силы, т. е. тех качеств, которые имеют под собой разные физиологичес­кие механизмы.

На основе обобщения мировой литературы (трудов советских и за­рубежных ученых) оптимальными периодами развития физических ка­честв можно считать следующие.

Морфометрические показатели.

Рост. Процессы роста несинхрон­ны у мальчиков и девочек. У мальчиков скорость роста достигает свое­го пика примерно на 2 года раньше, чем у девочек. Кроме того, у маль­чиков этот пик выражен ярче и продолжается более длительное время. Однако наибольший прирост ростовесовых показателей у детей про­слеживается в год полового созревания. Известно, что у девочек половое созревание начинается на 1-2 года раньше, чем у мальчиков. С 12 до 15 лет начинается период бурного роста этих показателей как у дево­чек, так и у мальчиков. К 16 годам организм с точки зрения костного скелета считается сформированным. При этом слишком высокие нагруз­ки уменьшают рост трубчатых костей.

Сила. Рост силы мышц относительно незначителен до 11 лет, но с 12 до 14 лет темпы ее роста заметно увеличиваются. Наиболее интенсив­ное развитие силы имеет место в 14-17 лет.

Быстрота. Развитие быстроты наблюдается с 7 до 20 лет, однако интенсивное развитие этого качества происходит от 9 до 11 лет и в мо­мент полового созревания, начиная с 11-12 до 14-15 лет, но у мальчи­ков рост этого качества продолжается и позже.

Скоростно-силовые качества начинают расти с 7-8 лет. Наиболь­ший прирост приходится на возраст с 10-12 до 13-14 лет. После этого возраста рост продолжается, но в основном под влиянием тренировки.
Выносливость. Аэробная мощность характеризуется абсолютным МПК, увеличивающимся с возрастом у мальчиков и девочек. В пубер­татном периоде этот показатель имеет тенденцию к росту у детей, зани­мающихся спортом.

Наиболее интенсивно аэробная мощность растет в период полового созревания и замедляется только после 18 лет. При этом относительное МПК в мл/мин/кг почти не изменяется в возрасте с 10 до 17 лет.

Анаэробная выносливость. Большинство ученых соглашается с ут­верждением, что дети гораздо легче переносят соревнования в беге на 3000 м, нежели на 200-800 м. Это связано с тем, что незначительный рост анаэробной выносливости наблюдается до 12-13 лет, а более значи­тельный после 16 лет, т. е. в период достижения биологической зрелости.

Гибкость. Широко распространено мнение, что дети являются более гибкими, чем взрослые. Рост этого качества увеличивается с 6 до 10 лет, и в возрасте 10 лет происходит большой скачок в его развитии.

Сенситивные периоды у детей имеют значительные индивидуальные колебания, связанные с наступлением биологической зрелости, метода­ми оценки физических качеств и другими факторами. Все это требует большой осторожности при выборе системы тренировок. Наибольший прирост все физические качества имеют в период «ростового спурта», т. е. 12-15 лет (пубертатный период).

Процесс многолетней тренировки юных спортсменов должен осуще­ствляться на основе следующих основных методических положений:

  1. преемственность задач, средств и методов тренировки детей, под­ростков, юношей (девушек), юниоров и взрослых спортсменов;
  2. постепенный рост объема средств общей и специальной физичес­кой подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется:
    с ростом спортивного мастерства в тренировочном процессе увеличи­вается доля средств специальной подготовки за счет сокращения ОФП;
  3. непрерывное совершенствование в спортивной технике;
  4. правильное планирование тренировочных и соревновательных нагрузок. Каждый период очередного годичного цикла должен начи­наться и завершаться на более высоком уровне тренировочных нагру­зок, чем соответствующий период предыдущего годичного цикла;
  5. строгие соблюдение принципа постепенности возрастания трени­ровочных и соревновательных нагрузок в процессе многолетней трени­ровки юных спортсменов;
  6. одновременное развитие физических качеств спортсменов на всех этапах многолетней тренировки и преимущественное развитие отдель­ных качеств в возрастные периоды, наиболее благоприятные для этого (В.П. Филин, 1987).

Одним из необходимых условий эффективной подготовки спортсме­нов является длительная планомерная тренировка. Причем в процессе этой подготовки следует строго и последовательно ставить задачи, вы­бирать средства и методы тренировки в соответствии с возрастными особенностями и уровнем подготовленности спортсменов. Весь процесс многолетней тренировки спортсмена делится на четыре основных этапа и взаимосвязан с годами обучения в учебных группах спортивных школ.


2. Нормативная часть

Программа для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), спе­циализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР), школ высшего спортивного мастерства (ШВСМ) и учи­лищ олимпийского резерва (УОР) разрабатывается на основе норма­тивных документов, регламентирующих работу спортивных школ.

Спортивно-оздоровительный этап.
На этот этап подготовки зачис­ляются дети 9-17-летнего возраста, желающие заниматься легкой атле­тикой независимо от их одаренности, способности, уровня физического развития и подготовленности, не имеющие медицинских противопока­заний.
Этап начальной подготовки (НП).

На этап начальной подготовки зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, желающие зани­маться спортом и имеющие письменное разрешение врача-педиатра. На этапе начальной подготовки осуществляется физкультурно-оздо­ровительная и воспитательная работа, направленная на разносторон­нюю физическую подготовку и овладение основами техники избран­ного вида спорта, выбор спортивной специализации и выполнение конт­рольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки.

Тренировочный этап (этап спортивной специализации).
Формируется на конкурсной осно­ве из здоровых и практически здоровых учащихся, прошедших необхо­димую подготовку не менее года и выполнивших приемные нормативы по общей и специальной физической подготовке. Перевод по годам обу­чения на этом этапе осуществляется при условии выполнения учащими­ся контрольно-переводных нормативов по общей и специальной физи­ческой подготовке.


3. Методическая часть

Методическая часть программы включает учебный материал по ос­новным видам подготовки, его распределение по годам обучения и в годичном цикле; рекомендуемые объемы тренировочных и соревнова­тельных нагрузок и планирование спортивных результатов по годам обучения; организацию и проведение педагогического и медико-биоло­гического контроля; содержит практические материалы и методические рекомендации по проведению учебно-тренировочных занятий.

3.1. Учебный план
В процессе многолетней тренировки чрезвычайно важна рациональ­ная система применения тренировочных и соревновательных нагрузок.

Она строится на основе следующих методических положений:

  1. ориентация уровней нагрузок юных спортсменов на соответству­ющие показатели, достигнутые сильнейшими взрослыми спортсменами;
  2. увеличение темпов роста нагрузок от этапа начальной спортив­ной специализации на последующих этапах;
  3. соответствие уровня тренировочных и соревновательных нагру­зок возрастным особенностям и уровню подготовленности юных спорт­сменов;
  4. учет закономерностей развития и взаимосвязи различных систем растущего организма юного спортсмена.

На этапах начальной спортивной специализации и углубленной тре­нировки в избранном виде спорта соотношение парциальных объемов тренировочных нагрузок и акцент на преимущественное использование тех или иных нагрузок находятся в прямой зависимости от факторов, определяющих общую и специальную подготовленность юных спортсменов.

Общая физическая подготовка на первых двух годах обучения в учебно-тренировочных группах занимает 60-80% и направлена на развитие основных физических качеств и формирование разнообразных двигательных умений и навыков.

На 3-м и 4-м годах обучения в учебно-тренировочных группах содержание ОФП в большей мере приближает­ся по своему воздействию к избранному виду спорта и составляет 30-40%, в то же время происходит увеличение до 40-60%о доли специальной физической подготовки, которая направлена на развитие специальных физических качеств и совершенствование спортивных качеств спортив­ной техники. Наряду с ОФП план содержит разделы: теоретическая под­готовка, контрольно-переводные испытания, участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика, восстановительные мероприя­тия, медицинское обследование. Учебный план по разделам подготовки рассчитан на 52 недели: 46 учебных недель и 6 недель — спортивно-оздо­ровительный лагерь.

3.2. План-схема годичного цикла

В разделе раскрываются:

  1. содержание и последовательность изучения программного мате­риала по недельным циклам;
  2. объемы основных параметров подготовки;
  3. виды контроля общей и специальной физической, спортивно-тех­нической и тактической подготовки по этапам годичного цикла.

План-схема годичного цикла включает:

  1. структуру годичного цикла (название и продолжительность пери­одов, этапов, мезоциклов);
  2. основные задачи по этапам подготовки;
  3. распределение объемов основных средств тренировки по неделям (46 недель);
  4. сроки проведения соревнований (подводящих, контрольных, от­борочных, основных);
  5. комплекс контрольных испытаний по этапам подготовки и сроки проведения педагогического контроля;
  6. сроки проведения углубленного медицинского обследования;
  7. сроки проведения восстановительных мероприятий.

Планирование годичного цикла тренировки учащихся спортивных
школ определяется:

  • задачами годичного цикла;
  • закономерностями развития и становления спортивной формы;
  • периодизацией, принятой в легкой атлетике;
  • календарем и системой спортивных соревнований.

План-схема годичного цикла подготовки представляет собой конк­ретно выраженную концепцию построения тренировок на определен­ном этапе подготовки.

Группы начальной подготовки. Для ГНП периодизация учебного процесса носит условный характер. В связи с отсутствием официальных соревнований годичный цикл не делится на периоды. Основное внима­ние обращается на содержание недельных циклов.

Контрольные сорев­нования проводятся по текущему материалу занятий без напряженной подготовки к ним.

На первом и последующих годах обучения основное внимание уде­ляется физической и технической подготовке. На протяжении годично­го цикла изменяется удельный вес отдельных видов подготовки.
Тренировочные группы.

На первом и втором годах обучения в ТГ главное место в годичном цикле занимает подготовительный период. Контрольные соревнования проводятся по общему плану учебно-трениро­вочных занятий без особой подготовки к ним. Учитывая необходимость соревновательной подготовки в повышении спортивного мастерства юных спортсменов, ее следует планировать в недельных циклах перед каникула­ми и в каникулы. Предусматривается снижение объема физической подго­товки и увеличение времени, отводимого на техническую подготовку.

На третьем году подготовки в ТГ увеличивается время, отводимое на специальную физическую и техническую подготовку, повышается объем соревновательных нагрузок.

Четвертый год обучения в ТГ характерен достаточно высоким уров­нем подготовленности учащихся. Участие в ответственных соревнова­ниях требует максимального проявления способностей, двигательного потенциала, спортивно-технического и тактического мастерства. При распределении объемов средств тренировки основное внимание сосре­дотачивается на технической и специальной физической подготовке.
Группы совершенствования спортивного мастерства (ГССМ) и высшего спортив­ного мастерства (ГВСМ). Основной принцип тренировочной работы — специализированная подготовка, в основе которой лежит учет индивидуальных особенностей. Периодизация тренировочного процес­са по своей структуре приближается к построению тренировки высоко­квалифицированных взрослых спортсменов. Годичный цикл строится с учетом календаря основных соревнований и включает периоды, этапы, мезоциклы. Распределение учебного материала по видам подготовки в годичном цикле предусматривает на фоне общего увеличения количества часов значительное повышение объема специальной физической и техни­ческой подготовки и увеличение объема соревновательной нагрузки.

Реализация на практике годичных планов подготовки должна обеспе­чивать поступательный рост спортивных результатов юных спортсменов.


4. Контрольно-нормативные требования

На всех годах обучения осуществляется постоянный контроль уровня физической, спортивно-технической, тактической и теоретической подго­товленности спортсмена. В управлении подготовкой юных спортсменов эффективной является система контрольных нормативов, которых дол­жен достигнуть учащийся на соответствующем году обучения.

Установле­ние количественных (и качественных) показателей позволяет определить уровень разносторонней и специальной подготовленности юных спорт­сменов в той мере, которая необходима для конкретного этапа подготов­ки.

Согласно Положению о ДЮСШ и СДЮШОР, для контроля общей физической подготовленности учащихся спортивных школ рекомендует­ся комплекс упражнений: бег на 30 м, непрерывный бег 5 мин, бег на месте 10 с, челночный бег 3×10 м, прыжок в длину с места, подтягивание в висе, бросок мяча весом 2 кг сидя, прыжок вверх с места (по Абалакову).

В группах начальной подготовки учащиеся переводятся на следую­щий год обучения при выполнении нормативов по ОФП.

В тренировочных группах перевод по годам обучения про­водится при выполнении требований по разносторонней физической и функциональной подготовке и специальной физической подготовке.

В группах совершенствования спортивного мастерства к этому добавляются нормативные требования по спортивной подготовке.
Результаты обследований и контрольных испытаний фиксируются в личной карточке спортсмена.

Организация тестирования и контрольные показатели разносторонней подготовленности занимающихся в годичных тренировочных циклах
С целью контроля хода тренировочного процесса в годичном макро­цикле и придания ему более целенаправленного характера не менее че­тырех раз в год проводится этапное тестирование наиболее важных сто­рон подготовленности легкоатлетов-барьеристов.

Контрольные испытания желательно планировать накануне или сра­зу после очередных соревнований на фоне существенного снижения объе­ма и интенсивности текущей тренировочной работы (вплоть до полного отдыха в течение 1-2 дней).

Предпочтительны следующие сроки проведения контрольных испытаний:

  • в начале первого подготовительного периода (примерно в конце сентября — начале октября);
  • в конце первого подготовительного периода (примерно в конце
    декабря — начале января);
  • на рубеже общеподготовительного и специально-подготовитель­ного этапов второго подготовительного периода (примерно в конце мар­та — начале апреля);
  • накануне или сразу после основных соревнований летнего сезо­на (июнь-август, применительно к каждому отдельному спортсмену сро­ки конкретизируются индивидуально).

Тестирование проводится в два дня. В первый день целесообразно включать технически сложные и преимущественно скоростные упраж­нения, во второй — скоростно-силового характера и требующие прояв­ления специальной выносливости.

Необходимо заботиться о должной мотивации занимающихся и стандартности процедуры тестирования. Лучше всего для этого подхо­дят состязательные формы выполнения контрольных упражнений.
Этапные контрольные показатели в барьерном беге для учебно-тре­нировочных групп (УТГ) ориентированы на тех учащихся, возраст ко­торых соответствует минимальному для зачисления в соответствующие группы. Если возраст юных спортсменов превышает минимальные зна­чения, то контрольные показатели на всех барьерных дистанциях долж­ны быть скорректированы с учетом иной их длины, соревновательной высоты и расстановки препятствий. Коррективы делаются на основе действующих ЕВСК и правил соревнований по легкой атлетике.

В беговых упражнениях стартовым сигналом является выстрел, хло­пок или команда голосом находящегося рядом с местом старта помощ­ника тренера с одновременной «отмашкой». В беге на 20 метров с ходу секундомер включается по «отмашке». Хронометраж во всех случаях имеется в виду «ручной».

Прыжковые упражнения выполняются общепринятым способом. Следу­ет обратить внимание на то, чтобы место приземления в яме с песком и место отталкивания на дорожке находились в одной горизонтальной плоско­сти. В прыжках в длину с места отталкивание от края ямы не допускается.


5. Программный материал для практических занятий в тренировочных группах, 1-4-го годов обучения.

Программный материал для ТГ представлен в виде стандартных тренировочных заданий, сгруппированных в 5 блоков по принципу их преимущественной направленности.

Каждое тренировочное занятие, состоящее из подготовительной, ос­новной и заключительной частей, может быть построено на основе ис­пользования предлагаемых тренировочных заданий. Для этого следует вначале наметить задачи конкретного учебно-тренировочного занятия и определить его место в структуре годичного тренировочного цикла. Затем, исходя из поставленных задач и этапа подготовки, из блоков заданий соответствующей направленности выбираются наиболее адек­ватные, которые и составляют основу предстоящей тренировки. Нако­нец, из блока заданий для проведения разминки подбирается наиболее подходящий комплекс упражнений подготовительной части.

В одну тре­нировку включается не более 2-3 стандартных тренировочных заданий (1 — разминка; 1-2 — основная часть). Заключительная часть должна состоять, как правило, из медленного бега в течение 5-7 минут и подве­дения итогов учебно-тренировочного занятия.

Следу­ет иметь в виду, что дозировка тех или иных упражнений рассчитана на юных спортсменов, тренировочный стаж и подготовленность которых соответствуют должным возрастным нормам для будущих атлетов вы­сокого класса. Объем выполняемых упражнений для девочек и девушек (особенно в учебно-тренировочных группах третьего и четвертого го­дов обучения) должен быть уменьшен на 15-20% по сравнению с мо­дельными параметрами.
Все основные тренировочные задания прошли соответствующую отработку на реальном контингенте занимающихся и показали свою эффективность.


6. Теоретическая подготовка

Теоретический материал изучается во время бесед, лекций и про­смотра спортивных фильмов, наглядных пособий, чтения специальной литературы.

Медико-биологические средства восстановления: рациональное пи­тание, витаминизация, массаж, физиотерапия, фармакологические и растительные средства.


7. Воспитательная работа

Специфика воспитательной работы в спортивных школах состоит в том, что тренер-преподаватель имеет для нее то же время, которое отве­дено на учебно-тренировочные занятия. Воспитательная работа в спортивной школе тактически связана с общеобразовательной школой и с семьями юных спортсменов. Тренер должен постоянно следить, что­бы учебно-тренировочный процесс способствовал формированию со­знательного, творческого отношения к труду, высокой организованно­сти и требовательности к себе, чувства ответственности за порученное дело.

Главные воспитательное факторы в этой работе:

  • личный пример, педагогическое мастерство тренера-преподавателя;
  • творческая организация тренировочной работы;
  • формирование и укрепление коллектива;
  • правильное моральное стимулирование;
  • пример и товарищеская помощь более опытных спортсменов;
  • творческое участие спортсмена в составлении планов подготовки и обсуждении итогов их выполнения;
  • товарищеская взаимопомощь и взаимотребовательность;
  • эстетическое оформление спортивных залов и сооружений.

Спортивным школам необходимо постоянно обновлять стенд спортив­ной славы, где представлены фото и призы, награды, завоеванные спорт­сменами школы. Это способствует воспитанию клубного патриотизма и чувства долга.

Эффективными формами воспитательной работы могут быть торжественное празднование дня открытия школы и выпуска уча­щихся, подготовка и проведение вечеров отдыха, концертов самодея­тельности и дискотеки.

В воспитательной работе следует использовать и такие формы:

  • утверждение почетного звания «наставник» для опытных спорт­сменов с целью оказания помощи в подготовке и воспитании юных спорт­сменов;
  • внедрение форм поощрения за успехи в спортивной и общественной работе;
  • введение ритуала торжественного приема новых спортсменов и проводов выпускников школы;
  • создание «Летописи славы» школы в виде альбома с фото и сведе­ниями о выдающихся достижениях спортсменов школы;
  • в качестве первой меры воспитательного воздействия при дис­циплинарных нарушениях — обсуждение неправильного поведения спортсмена коллективом группы без представителей тренерского со­става;
  • участие коллектива школы в обсуждении итогов воспитательной и культурно-массовой работы в конце каждого сбора и в составлении плана работы на следующий сбор;
  • культурно-массовые мероприятия (посещение театров, выставоч­ных залов, дискотеки, встречи с интересными людьми, просмотр кино­фильмов, чтение книг, знакомство с достопримечательностями мест пре­бывания и др.).

Важное место в воспитательной работе с юными спортсменами долж­но отводиться соревнованиям. Наблюдая за выступлениями, поведени­ем спортсмена, тренер может сделать вывод, настолько прочно сформи­ровались у него морально-волевые качества.

Тренеру следует постоян­но помнить, что комплексный подход к воспитанию юного спортсмена предполагает изучение, учет и использование всех факторов воздействия на личность не только в спорте, но и в быту. Поэтому, разрабатывая план воспитательной работы, тренер должен предусмотреть особеннос­ти бытового поведения учащихся, их учебной и общественной деятель­ности, факторы влияния на их поведение и убеждения, чтобы уметь мак­симально использовать, координировать, а в некоторых случаях и ней­трализовать это влияние.


8. Психологическая подготовка

Психологическая подготовка юных спортсменов включает общую психологическую (круглогодичную) подготовку, психологическую под­готовку к соревнованиям и управление нервно-психическим восстанов­лением спортсменов.

Общая психологическая подготовка предусматривает формирова­ние личности спортсмена и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, специализированных психических функций и психомоторных качеств. В процессе психологической подготовки фор­мируются также специфические морально-психические качества: устой­чивый интерес к спорту, чувство долга, дисциплинированность, ответ­ственность за выполнение плана подготовки и результаты выступления в соревнованиях. Вырабатывается эмоциональная устойчивость, фор­мируются положительные межличностные отношения.

Психологическая подготовка к соревнованиям включает общую психологическую подготовку к соревнованиям и специальную соревно­вательную подготовку к конкретным соревнованиям. В ходе подготовки формируется высокий уровень соревновательной мотивации, сорев­новательные черты характера, предсоревновательная и соревнователь­ная эмоциональная устойчивость, способность к самоконтролю и само­регуляции в соревновательной обстановке. В ходе подготовки к конк­ретным соревнованиям формируется специальная психологическая бое­вая готовность спортсмена перед выступлением, характеризующаяся уверенностью в своих силах, стремлением к победе, оптимальным уров­нем эмоционального возбуждения, устойчивостью управления действи­ями, эмоциями и поведением, умением эффективно выполнять действия, необходимые для победы. Психологическая подготовка к соревновани­ям осуществляется путем разъяснения целей и задач участия в соревно­ваниях, условий и содержания предсоревновательной подготовки, зна­чения высокого уровня психической готовности к выступлению, регу­ляции тренировочных нагрузок, моделирования условий основных со­ревнований сезона.

Нервно-психическое восстановление спортсменов. В процессе вос­становления снимается нервно-психическая напряженность, восста­навливается психическая работоспособность, формируется способ­ность к самостоятельному восстановлению. Нервно-психическое вос­становление ведется с помощью словесных воздействий, отдыха, пе­реключения и других средств. Используются также сочетание средств ОФП, средства культурного отдыха и развлечения, система аутовоз-действий.

Распределении средств и методов психологической подготовки:

  • на этапе начальной подготовки основной акцент делается на формиро­вание интереса к спорту, правильную спортивную мотивацию, уваже­ние к тренеру, развитие простейших сенсомоторных реакций, внима­ния, навыков самоконтроля.
  • в тренировочных группах внимание акцентируется на вос­питании спортивного интеллекта, способности к саморегуляции, фор­мировании волевых черт характера, развитии оперативного мышления и памяти, создании общей психической готовности к соревнованиям.
  • в группах совершенствования спортивного мастерства основное внимание уде­ляется совершенствованию волевых черт характера, саморегуляции, сложных сенсомоторных реакций и оперативного мышления, формиро­ванию предсоревновательной и мобилизационной готовности к нервно-психическому восстановлению.

В годичном цикле подготовки психолого-педагогическое воздействие распределяется по периодам подготовки:

  • в подготовительном периоде используются средства и методы, связанные с морально-психологичес­ким просвещением, воспитанием спортивного интеллекта, развитием волевых качеств, совершенствованием общей психологической подготовленности.
  • в соревновательном периоде делается упор на совершен­ствование эмоциональной устойчивости, свойств внимания, достиже­ние специальной психологической готовности к соревнованиям.
  • в пере­ходном периоде используются средства и методы нервно-психического восстановления.

Распределение средств и методов психической подго­товки зависит от психических особенностей спортсменов, задач инди­видуальной подготовки, направленности тренировочных занятий.


9. Восстановительные мероприятия

Тренировка и восстановление — единый взаимосвязанный процесс. Повышение тренированности и работоспособности возможно при вос­полнении энергетических затрат при восстановлении. Восстановитель­ные мероприятия необходимо планировать не только после тренировок и соревнований, но и в процессе их проведения.

Существуют три группы восстановительных мероприятий: медико-биологические, психологичес­кие, педагогические.

Медико-биологическая система восстановления включает:

  • оценку состояния здоровья;
  • рациональное питание с использованием витаминов и продуктов повышенной биологической ценности;
  • комплекс фармакологических средств с учетом требований анти­допингового контроля;
  • физиотерапевтические средства: различные виды массажа, сауну.

Психологические средства восстановления:

  • аутогенная тренировка;
  • внушенный сон;
  • комфортные условия быта и отдыха;
  • препараты энергетического действия, адаптогенные препараты (эле­утерококк, сапарал, плитабс).

Педагогические средства восстановления:

  • вариативность тренировочных нагрузок и интервалов отдыха, оп­тимизация тренировочного процесса;
  • восстановительные тренировочные нагрузки низкой интенсив­ности;
  • специальные разгрузочные периоды.

Большое значение для восстановления энергии, роста и развития организма имеет рациональное питание. Рациональным называют та­кое питание, при котором суточная калорийность пищи соответствует суточному расходу энергии и качеству по содержанию веществ, необ­ходимых для построения тканей, органов и нормального течения физио­логических процессов.


10. Медико-биологический контроль

Медико-биологический контроль направлен на оценку состоя­ния здоровья, определение физического развития и биологического возраста юного спортсмена, уровня его функциональной подготов­ки.

Основным в комплексном врачебно-биологическом контроле яв­ляется углубленное медицинское обследование, тестирование физи­ческой работоспособности в лабораторных и естественных услови­ях, определение специальной тренированности и оценка воздействия тренировочных нагрузок на юного спортсмена.

Содержание меди­ко-биологического контроля имеет свои особенности в зависимости от специфики спортивной деятельности. В скоростно-силовых ви­дах спорта, в частности в беге на барьерные дистанции, комплекс­ный контроль предусматривает исследование морфофункциональных признаков, особенностей высшей нервной деятельности и уров­ня проявления личностных качеств, определение координационных способностей, физической и технической подготовленности спорт­сменов.

Врачебный контроль юных спортсменов осуществляется силами вра­чей общеобразовательных школ, ДЮСШ, СДЮШОР, училищ олим­пийского резерва и лечебно-профилактических учреждений в тесном контакте с тренерско-преподавательским коллективом. Врачебный конт­роль является составной частью общего учебно-тренировочного плана подготовки юных спортсменов.

Главная особенность врачебного обследования юных спортсменов -комплексный подход, направленный на изучение целостной деятельнос­ти организма, обуславливающий его приспособляемость к физическому напряжению. При этом методы исследования подбираются с таким рас­четом, чтобы как можно полнее охарактеризовать все системы организ­ма и выявить уровень функциональных возможностей.

Существуют следующие виды медицинского обследования: углуб­ленное, этапное, текущее и оперативное.

Углубленное медицинское обследование юные спортсмены проходят два раза в год (в начале и в конце учебного года).

Этап начальной спортивной специализации в беге на барьерные дис­танции начинается в 12-13 лет. В этом возрасте чаще возникают пере­утомления и перенапряжения при несоответствии нагрузок возможнос­тям спортсменов. Это и определяет тактику врачебного контроля на этапе начальной спортивной специализации. По-прежнему ведутся тщатель­ные наблюдения за состоянием здоровья и за текущей заболеваемостью. Спортсмены два раза в год проходят диспансеризацию на базе врачебно-физкультурного диспансера.


11. Инструкторская и судейская практика

Необходимые знания и умения учащихся:

тренировочные группы:

  • 1-й год обучения. Овладение терминологией и командным языком для построения группы, отдачи рапорта, проведения строевых и порядко­вых упражнений, терминами по изучению элементов легкой атлетики. Выполнение обязанностей на занятиях.
  • 2-й год обучения. Способность наблюдать за выполнением упраж­нений другими учениками и находить ошибки. Умение составить кон­спект тренировочного занятия, провести вместе стренером разминку в группе.
    Судейство: характеристика судейства в беге; основные обязаннос­ти судей.
  • 3-й год обучения. Привлечение в качестве помощника тренера при проведении разминки, контроль техники выполнения отдельных элемен­тов и упражнений.
  • Судейство: знать основные правила судейства соревнований в беге, судейскую документацию.
  • 4-й год обучения. Умение выбирать основные упражнения для раз­минки и самостоятельно проводить ее по заданию тренера; правильно демонстрировать технику выполнения отдельных элементов и упражне­ний; замечать и исправлять ошибки при их выполнении другими учащи­мися; помогать тренеру при проведении занятий в младших возрастных группах.
  • Судейство: знать основные правила соревнований, выполнять от­дельные обязанности судьи, секретаря, секундометриста.

Группы совершенствования спортивного мастерства:

  • 1-2-й годы обучения. Регулярное привлечение в качестве помощни­ков тренера для проведения занятий и соревнований в ГНП и ТГ. Уме­ние самостоятельно проводить разминку; составлять комплексы упраж­нений тренировочных занятий; грамотно вести записи тренировочных нагрузок.
  • Судейство: знать правила соревнований. Проведение занятий и со­ревнований в младших группах, ДЮСШ, участие в судействе городс­ких и областных соревнований.
  • 3-й год обучения. Выполнение необходимых требований для присво­ения звания инструктора и судьи по спорту.