ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная программа для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР) по бегу на барьерные дистанции составлена на основе действующей учебной программы, Положения о детско-юношеской спортивной школе и специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва, нормативных документов, обобщения передового опыта работы тренеров с юными легкоатлетами и других научных исследований.
В программе нашли отражение построение учебно-тренировочного процесса в учебно-тренировочных группах и группах спортивного совершенствования, основные задачи на различных этапах годичного цикла тренировки, распределение объемов основных средств и интенсивности тренировочных нагрузок в недельных циклах, ранжирование соревнований по значимости и их календарный план. Особенностью планирования программного материала является сведение максимально возможных параметров нагрузок, средств, методов контроля в одну принципиальную схему годичного цикла тренировки. Основная цель многолетней подготовки юных спортсменов в ДЮСШ, СДЮШОР -воспитание спортсменов высокой квалификации, потенциального резерва сборных команд страны, активных строителей и защитников нашей Родины.
В процессе многолетней спортивной подготовки должны решаться следующие задачи:
- гармоничное физическое развитие юных спортсменов, разносторонняя подготовка, укрепление здоровья;
- подготовка квалифицированных спортсменов, подготовка резервов для сборных команд РФ;
- подготовка инструкторов-общественников и судей по легкой атлетике;
- теоретическая подготовка с основами педагогики, биомеханики, биохимии, физиологии, лечебной физической культуры.
Важным условием выполнения поставленных задач является систематическое проведение практических и теоретических занятий, контрольных упражнений, восстановительных мероприятий, регулярное участие в соревнованиях.
Учебная программа рассчитана на семилетний период обучения в спортивной школе, состоящий из четырех лет обучения в учебно-тренировочных группах, начиная с 12-летнего возраста, и трех лет — в группах спортивного совершенствования.
Настоящая программа имеет ряд существенных особенностей и значительно отличается от предыдущей. Так, например, для учебно-тренировочных групп программный материал практических занятий представлен в форме тренировочных заданий, сгруппированных в отдельные блоки по принципу их преимущественной направленности на развитие отдельных физических качеств или комплекса качеств, на совершенствование спортивно-технического и тактического мастерства.
1. Организационно-методические указания
Подготовка юных бегунов на барьерные дистанции ставит перед тренером сложные задачи. Многолетний спортивный опыт свидетельствует о том, что среди физических качеств скоростные труднее всего поддаются развитию. Узкий круг применяемых специальных скоростных упражнений приводит сначала к быстрому росту спортивных результатов, а затем к стабилизации скоростных возможностей спортсмена. Передовой спортивный опыт и научные исследования показывают, что для достижения гармоничного физического развития и избежания преждевременной стабилизации скоростных качеств необходимо использовать широкий комплекс средств и методов спортивной тренировки. Особое место в системе подготовки юного барьериста должны занять наряду со скоростными силовые и скоростно-силовые упражнения специального и общеразвивающего характера, а также скоростные упражнения в затрудненных и облегченных условиях.
Для юных бегунов на барьерные дистанции, занимающихся в учебно-тренировочных группах, основными задачами будут:
- дальнейшее укрепление здоровья;
- гармоничное физическое развитие;
- укрепление опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы средствами ОФП и СФП;
- повышение уровня скоростных, силовых и скоростно-силовых качеств;
- обучение основам техники спринтерского и барьерного бега и других видов легкой атлетики;
- приобретение соревновательного опыта;
- приобретение теоретических знаний по тренировке в беге на барьерные дистанции, ведение спортивного дневника и умение анализировать записанные в нем данные.
При построении спортивной тренировки следует руководствоваться принципами:
- целевой направленности по отношению к высшему спортивному мастерству;
- соразмерности в развитии основных физических качеств;
ведущих факторов, определяющих уровень мастерства и возрастной динамики развития юных спортсменов (М.Я. Набатникова, 1982).
Реализация указанных принципов позволяет учитывать как возрастные особенности юных спортсменов, так и требования, которые будут предъявлены к ним в будущем на этапе спортивного совершенствования.
Для юных бегунов на барьерные дистанции, занимающихся в группах спортивного совершенствования (16-19 лет), предусмотрены следующие задачи:
- дальнейшее укрепление здоровья;
- гармоничное физическое развитие;
- рост функциональных возможностей организма;
- повышение уровня скоростных, силовых и скоростно-силовых качеств;
- повышение уровня специальной выносливости;
- совершенствование в технике барьерного бега низкого старта, бега по дистанции, бега на вираже, финиширования;
- пополнение теоретических знаний по тренировке в беге на барьерные дистанции, умение анализировать данные спортивного дневника.
Тренировочный процесс барьериста должен рассматриваться как целостная динамическая система, где на каждом конкретном этапе совершенствования спортивного мастерства решаются специфические задачи по развитию двигательных качеств, формированию технического мастерства и выбору средств, методов и величин тренировочных воздействий. Организуется он в соответствии с определенными целевыми задачами, которые конкретно выражаются величиной прогнозируемого результата, и обуславливает необходимую для их реализации программу тренировки.
Известно, что каждый уровень спортивного мастерства имеет свои константные возрастные границы. Поэтому важное значение в многолетней подготовке спортсмена приобретает знание возрастных особенностей становления спортивного мастерства. Это позволит ответить на вопросы: каковы оптимальные сроки начала специализации, когда целесообразно планировать выход спортсмена на тот или иной разрядный уровень, каким должен быть стаж занятий к моменту выполнения нормативов мастера спорта России и мастера спорта международного класса и т. д. На основании обработки данных спортивных биографий сильнейших барьеристов мира последнего времени был определен возраст и стаж занятий для достижения нормативов мастера спорта международного класса.
На основании данных можно констатировать, что специализированная тренировка в беге на барьерные дистанции начинается в 13-14-летнем возрасте, стаж занятий от III разряда до выполнения МСМК у мужчин равен в среднем 6 годам, у женщин — 7 годам.
В связи с вышеизложенным кратко охарактеризуем возрастные особенности детей и подростков.
Все дети школьного возраста согласно физиологической периодизации делятся на три возрастные группы: 7 лет — конец периода первого детства; 8-11 лет (девочки) и 8-12 лет (мальчики) — период второго детства. Подростковый возраст наступает с 12 лет у девочек и с 13 лет у мальчиков. С 16 лет у девочек и с 17 лету мальчиков начинается юношеский возраст. Каждой возрастной группе детей свойственны особенности строения и функций систем организма и психологические особенности, учет которых необходим для рационального физического воспитания.
В подростковом и младшем юношеском возрасте отмечаются высокие темпы роста в длину, увеличиваются вес тела и мышечная масса. С13до14лет наблюдается интенсивный рост тела — его длина увеличивается на 9-10 см, а с 14 до 15 лет — на 7-8 см. Темпы роста длины тела резко падают к 16-17 годам. С 15 до 16 лет длина тела увеличивается на 5-6 см. в год, а с 16-17 лет- только на 2-3 см (В.П. Филин, Н.А. Фомин, 1980).
В старшем школьном возрасте пропорции тела приближаются к показателям взрослых. К 16 годам прекращается рост у девушек. Рост тела в длину у юношей в основном заканчивается к 18 годам.
В подростковом и юношеском возрасте наблюдаются высокие темпы увеличения мышечной массы. Максимальный рост силы на 1 кг собственного веса наблюдается до 14 лет. После этого темпы роста относительной силы снижаются. Показатели относительной силы у девочек значительно уступают соответствующим показателям у мальчиков. Поэтому в занятиях с девочками старше 13-14 лет следует строго дозировать упражнения, выполняемые с большими напряжениями.
В возрасте от 7 до 12 лет наблюдается интенсивный рост темпа движений. Быстрота и частота движений, а также способность поддерживать их максимальный темп к 14-15 годам достигают близких к предельным значений.
Напряженная мышечная работа предъявляет высокие требования к ресурсам систем дыхания и кровообращения, и так как сердце раньше,
чем скелетные мышцы, достигает границ работоспособности, то именно пределы его функциональных возможностей определяют способность человека к работе большой мощности. Уровень сердечной производительности имеет значение для обеспечения энергетических потребностей организма, связанных с мышечной работой. В процессе развития человека ЧСС уменьшается, достигая к подростковому возрасту величин, близких к показателям взрослых. С 7 лет ЧСС с 85-90 уд./мин снижается до 70-76 к 14-15 годам. К 16-17 годам пульс составляет 65-75 уд./мин, т. е. практически не отличается от ЧСС у взрослых людей. При мышечной деятельности у юных спортсменов наблюдается ряд особенностей, связанных с высокими темпами возрастных морфологических и функциональных перестроек сердечно-сосудистой системы. Особенно значительны темпы развития сердечно-сосудистой системы на этапе полового созревания, когда размеры сердца, его вес и объем систолического выброса на протяжении 3-4 лет (с 12 до 15-16 лет) увеличиваются почти вдвое.
Под влиянием систематической тренировки у подростков и юношей отмечается рост показателей, характеризующих эффективность потребления кислорода. Основным источником энергетического обеспечения при напряженной мышечной работе является анаэробный обмен. Об уровне анаэробного обмена можно судить по величине кислородного долга, накоплению молочной кислоты в крови или косвенным показателям ее концентрации.
Известно, что все физические качества в многолетнем плане развиваются неравномерно. Для каждого качества имеется свой благоприятный период. Преимущественная направленность тренировочного процесса по годам обучения определяется с учетом сенситивных периодов развития физических качеств у юных спортсменов. Вместе с тем, нельзя оставлять без внимания развитие качеств, которые в данном возрасте не совершенствуются. Особенно важно соблюдать соразмерность развития общей выносливости и скоростных качеств, общей выносливости и силы, т. е. тех качеств, которые имеют под собой разные физиологические механизмы.
На основе обобщения мировой литературы (трудов советских и зарубежных ученых) оптимальными периодами развития физических качеств можно считать следующие.
Морфометрические показатели.
Рост. Процессы роста несинхронны у мальчиков и девочек. У мальчиков скорость роста достигает своего пика примерно на 2 года раньше, чем у девочек. Кроме того, у мальчиков этот пик выражен ярче и продолжается более длительное время. Однако наибольший прирост ростовесовых показателей у детей прослеживается в год полового созревания. Известно, что у девочек половое созревание начинается на 1-2 года раньше, чем у мальчиков. С 12 до 15 лет начинается период бурного роста этих показателей как у девочек, так и у мальчиков. К 16 годам организм с точки зрения костного скелета считается сформированным. При этом слишком высокие нагрузки уменьшают рост трубчатых костей.
Сила. Рост силы мышц относительно незначителен до 11 лет, но с 12 до 14 лет темпы ее роста заметно увеличиваются. Наиболее интенсивное развитие силы имеет место в 14-17 лет.
Быстрота. Развитие быстроты наблюдается с 7 до 20 лет, однако интенсивное развитие этого качества происходит от 9 до 11 лет и в момент полового созревания, начиная с 11-12 до 14-15 лет, но у мальчиков рост этого качества продолжается и позже.
Скоростно-силовые качества начинают расти с 7-8 лет. Наибольший прирост приходится на возраст с 10-12 до 13-14 лет. После этого возраста рост продолжается, но в основном под влиянием тренировки.
Выносливость. Аэробная мощность характеризуется абсолютным МПК, увеличивающимся с возрастом у мальчиков и девочек. В пубертатном периоде этот показатель имеет тенденцию к росту у детей, занимающихся спортом.
Наиболее интенсивно аэробная мощность растет в период полового созревания и замедляется только после 18 лет. При этом относительное МПК в мл/мин/кг почти не изменяется в возрасте с 10 до 17 лет.
Анаэробная выносливость. Большинство ученых соглашается с утверждением, что дети гораздо легче переносят соревнования в беге на 3000 м, нежели на 200-800 м. Это связано с тем, что незначительный рост анаэробной выносливости наблюдается до 12-13 лет, а более значительный после 16 лет, т. е. в период достижения биологической зрелости.
Гибкость. Широко распространено мнение, что дети являются более гибкими, чем взрослые. Рост этого качества увеличивается с 6 до 10 лет, и в возрасте 10 лет происходит большой скачок в его развитии.
Сенситивные периоды у детей имеют значительные индивидуальные колебания, связанные с наступлением биологической зрелости, методами оценки физических качеств и другими факторами. Все это требует большой осторожности при выборе системы тренировок. Наибольший прирост все физические качества имеют в период «ростового спурта», т. е. 12-15 лет (пубертатный период).
Процесс многолетней тренировки юных спортсменов должен осуществляться на основе следующих основных методических положений:
- преемственность задач, средств и методов тренировки детей, подростков, юношей (девушек), юниоров и взрослых спортсменов;
- постепенный рост объема средств общей и специальной физической подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется:
с ростом спортивного мастерства в тренировочном процессе увеличивается доля средств специальной подготовки за счет сокращения ОФП; - непрерывное совершенствование в спортивной технике;
- правильное планирование тренировочных и соревновательных нагрузок. Каждый период очередного годичного цикла должен начинаться и завершаться на более высоком уровне тренировочных нагрузок, чем соответствующий период предыдущего годичного цикла;
- строгие соблюдение принципа постепенности возрастания тренировочных и соревновательных нагрузок в процессе многолетней тренировки юных спортсменов;
- одновременное развитие физических качеств спортсменов на всех этапах многолетней тренировки и преимущественное развитие отдельных качеств в возрастные периоды, наиболее благоприятные для этого (В.П. Филин, 1987).
Одним из необходимых условий эффективной подготовки спортсменов является длительная планомерная тренировка. Причем в процессе этой подготовки следует строго и последовательно ставить задачи, выбирать средства и методы тренировки в соответствии с возрастными особенностями и уровнем подготовленности спортсменов. Весь процесс многолетней тренировки спортсмена делится на четыре основных этапа и взаимосвязан с годами обучения в учебных группах спортивных школ.
2. Нормативная часть
Программа для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР), школ высшего спортивного мастерства (ШВСМ) и училищ олимпийского резерва (УОР) разрабатывается на основе нормативных документов, регламентирующих работу спортивных школ.
Спортивно-оздоровительный этап.
На этот этап подготовки зачисляются дети 9-17-летнего возраста, желающие заниматься легкой атлетикой независимо от их одаренности, способности, уровня физического развития и подготовленности, не имеющие медицинских противопоказаний.
Этап начальной подготовки (НП).
На этап начальной подготовки зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься спортом и имеющие письменное разрешение врача-педиатра. На этапе начальной подготовки осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники избранного вида спорта, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки.
Тренировочный этап (этап спортивной специализации).
Формируется на конкурсной основе из здоровых и практически здоровых учащихся, прошедших необходимую подготовку не менее года и выполнивших приемные нормативы по общей и специальной физической подготовке. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии выполнения учащимися контрольно-переводных нормативов по общей и специальной физической подготовке.
3. Методическая часть
Методическая часть программы включает учебный материал по основным видам подготовки, его распределение по годам обучения и в годичном цикле; рекомендуемые объемы тренировочных и соревновательных нагрузок и планирование спортивных результатов по годам обучения; организацию и проведение педагогического и медико-биологического контроля; содержит практические материалы и методические рекомендации по проведению учебно-тренировочных занятий.
3.1. Учебный план
В процессе многолетней тренировки чрезвычайно важна рациональная система применения тренировочных и соревновательных нагрузок.
Она строится на основе следующих методических положений:
- ориентация уровней нагрузок юных спортсменов на соответствующие показатели, достигнутые сильнейшими взрослыми спортсменами;
- увеличение темпов роста нагрузок от этапа начальной спортивной специализации на последующих этапах;
- соответствие уровня тренировочных и соревновательных нагрузок возрастным особенностям и уровню подготовленности юных спортсменов;
- учет закономерностей развития и взаимосвязи различных систем растущего организма юного спортсмена.
На этапах начальной спортивной специализации и углубленной тренировки в избранном виде спорта соотношение парциальных объемов тренировочных нагрузок и акцент на преимущественное использование тех или иных нагрузок находятся в прямой зависимости от факторов, определяющих общую и специальную подготовленность юных спортсменов.
Общая физическая подготовка на первых двух годах обучения в учебно-тренировочных группах занимает 60-80% и направлена на развитие основных физических качеств и формирование разнообразных двигательных умений и навыков.
На 3-м и 4-м годах обучения в учебно-тренировочных группах содержание ОФП в большей мере приближается по своему воздействию к избранному виду спорта и составляет 30-40%, в то же время происходит увеличение до 40-60%о доли специальной физической подготовки, которая направлена на развитие специальных физических качеств и совершенствование спортивных качеств спортивной техники. Наряду с ОФП план содержит разделы: теоретическая подготовка, контрольно-переводные испытания, участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика, восстановительные мероприятия, медицинское обследование. Учебный план по разделам подготовки рассчитан на 52 недели: 46 учебных недель и 6 недель — спортивно-оздоровительный лагерь.
3.2. План-схема годичного цикла
В разделе раскрываются:
- содержание и последовательность изучения программного материала по недельным циклам;
- объемы основных параметров подготовки;
- виды контроля общей и специальной физической, спортивно-технической и тактической подготовки по этапам годичного цикла.
План-схема годичного цикла включает:
- структуру годичного цикла (название и продолжительность периодов, этапов, мезоциклов);
- основные задачи по этапам подготовки;
- распределение объемов основных средств тренировки по неделям (46 недель);
- сроки проведения соревнований (подводящих, контрольных, отборочных, основных);
- комплекс контрольных испытаний по этапам подготовки и сроки проведения педагогического контроля;
- сроки проведения углубленного медицинского обследования;
- сроки проведения восстановительных мероприятий.
Планирование годичного цикла тренировки учащихся спортивных
школ определяется:
- задачами годичного цикла;
- закономерностями развития и становления спортивной формы;
- периодизацией, принятой в легкой атлетике;
- календарем и системой спортивных соревнований.
План-схема годичного цикла подготовки представляет собой конкретно выраженную концепцию построения тренировок на определенном этапе подготовки.
Группы начальной подготовки. Для ГНП периодизация учебного процесса носит условный характер. В связи с отсутствием официальных соревнований годичный цикл не делится на периоды. Основное внимание обращается на содержание недельных циклов.
Контрольные соревнования проводятся по текущему материалу занятий без напряженной подготовки к ним.
На первом и последующих годах обучения основное внимание уделяется физической и технической подготовке. На протяжении годичного цикла изменяется удельный вес отдельных видов подготовки.
Тренировочные группы.
На первом и втором годах обучения в ТГ главное место в годичном цикле занимает подготовительный период. Контрольные соревнования проводятся по общему плану учебно-тренировочных занятий без особой подготовки к ним. Учитывая необходимость соревновательной подготовки в повышении спортивного мастерства юных спортсменов, ее следует планировать в недельных циклах перед каникулами и в каникулы. Предусматривается снижение объема физической подготовки и увеличение времени, отводимого на техническую подготовку.
На третьем году подготовки в ТГ увеличивается время, отводимое на специальную физическую и техническую подготовку, повышается объем соревновательных нагрузок.
Четвертый год обучения в ТГ характерен достаточно высоким уровнем подготовленности учащихся. Участие в ответственных соревнованиях требует максимального проявления способностей, двигательного потенциала, спортивно-технического и тактического мастерства. При распределении объемов средств тренировки основное внимание сосредотачивается на технической и специальной физической подготовке.
Группы совершенствования спортивного мастерства (ГССМ) и высшего спортивного мастерства (ГВСМ). Основной принцип тренировочной работы — специализированная подготовка, в основе которой лежит учет индивидуальных особенностей. Периодизация тренировочного процесса по своей структуре приближается к построению тренировки высококвалифицированных взрослых спортсменов. Годичный цикл строится с учетом календаря основных соревнований и включает периоды, этапы, мезоциклы. Распределение учебного материала по видам подготовки в годичном цикле предусматривает на фоне общего увеличения количества часов значительное повышение объема специальной физической и технической подготовки и увеличение объема соревновательной нагрузки.
Реализация на практике годичных планов подготовки должна обеспечивать поступательный рост спортивных результатов юных спортсменов.
4. Контрольно-нормативные требования
На всех годах обучения осуществляется постоянный контроль уровня физической, спортивно-технической, тактической и теоретической подготовленности спортсмена. В управлении подготовкой юных спортсменов эффективной является система контрольных нормативов, которых должен достигнуть учащийся на соответствующем году обучения.
Установление количественных (и качественных) показателей позволяет определить уровень разносторонней и специальной подготовленности юных спортсменов в той мере, которая необходима для конкретного этапа подготовки.
Согласно Положению о ДЮСШ и СДЮШОР, для контроля общей физической подготовленности учащихся спортивных школ рекомендуется комплекс упражнений: бег на 30 м, непрерывный бег 5 мин, бег на месте 10 с, челночный бег 3×10 м, прыжок в длину с места, подтягивание в висе, бросок мяча весом 2 кг сидя, прыжок вверх с места (по Абалакову).
В группах начальной подготовки учащиеся переводятся на следующий год обучения при выполнении нормативов по ОФП.
В тренировочных группах перевод по годам обучения проводится при выполнении требований по разносторонней физической и функциональной подготовке и специальной физической подготовке.
В группах совершенствования спортивного мастерства к этому добавляются нормативные требования по спортивной подготовке.
Результаты обследований и контрольных испытаний фиксируются в личной карточке спортсмена.
Организация тестирования и контрольные показатели разносторонней подготовленности занимающихся в годичных тренировочных циклах
С целью контроля хода тренировочного процесса в годичном макроцикле и придания ему более целенаправленного характера не менее четырех раз в год проводится этапное тестирование наиболее важных сторон подготовленности легкоатлетов-барьеристов.
Контрольные испытания желательно планировать накануне или сразу после очередных соревнований на фоне существенного снижения объема и интенсивности текущей тренировочной работы (вплоть до полного отдыха в течение 1-2 дней).
Предпочтительны следующие сроки проведения контрольных испытаний:
- в начале первого подготовительного периода (примерно в конце сентября — начале октября);
- в конце первого подготовительного периода (примерно в конце
декабря — начале января); - на рубеже общеподготовительного и специально-подготовительного этапов второго подготовительного периода (примерно в конце марта — начале апреля);
- накануне или сразу после основных соревнований летнего сезона (июнь-август, применительно к каждому отдельному спортсмену сроки конкретизируются индивидуально).
Тестирование проводится в два дня. В первый день целесообразно включать технически сложные и преимущественно скоростные упражнения, во второй — скоростно-силового характера и требующие проявления специальной выносливости.
Необходимо заботиться о должной мотивации занимающихся и стандартности процедуры тестирования. Лучше всего для этого подходят состязательные формы выполнения контрольных упражнений.
Этапные контрольные показатели в барьерном беге для учебно-тренировочных групп (УТГ) ориентированы на тех учащихся, возраст которых соответствует минимальному для зачисления в соответствующие группы. Если возраст юных спортсменов превышает минимальные значения, то контрольные показатели на всех барьерных дистанциях должны быть скорректированы с учетом иной их длины, соревновательной высоты и расстановки препятствий. Коррективы делаются на основе действующих ЕВСК и правил соревнований по легкой атлетике.
В беговых упражнениях стартовым сигналом является выстрел, хлопок или команда голосом находящегося рядом с местом старта помощника тренера с одновременной «отмашкой». В беге на 20 метров с ходу секундомер включается по «отмашке». Хронометраж во всех случаях имеется в виду «ручной».
Прыжковые упражнения выполняются общепринятым способом. Следует обратить внимание на то, чтобы место приземления в яме с песком и место отталкивания на дорожке находились в одной горизонтальной плоскости. В прыжках в длину с места отталкивание от края ямы не допускается.
5. Программный материал для практических занятий в тренировочных группах, 1-4-го годов обучения.
Программный материал для ТГ представлен в виде стандартных тренировочных заданий, сгруппированных в 5 блоков по принципу их преимущественной направленности.
Каждое тренировочное занятие, состоящее из подготовительной, основной и заключительной частей, может быть построено на основе использования предлагаемых тренировочных заданий. Для этого следует вначале наметить задачи конкретного учебно-тренировочного занятия и определить его место в структуре годичного тренировочного цикла. Затем, исходя из поставленных задач и этапа подготовки, из блоков заданий соответствующей направленности выбираются наиболее адекватные, которые и составляют основу предстоящей тренировки. Наконец, из блока заданий для проведения разминки подбирается наиболее подходящий комплекс упражнений подготовительной части.
В одну тренировку включается не более 2-3 стандартных тренировочных заданий (1 — разминка; 1-2 — основная часть). Заключительная часть должна состоять, как правило, из медленного бега в течение 5-7 минут и подведения итогов учебно-тренировочного занятия.
Следует иметь в виду, что дозировка тех или иных упражнений рассчитана на юных спортсменов, тренировочный стаж и подготовленность которых соответствуют должным возрастным нормам для будущих атлетов высокого класса. Объем выполняемых упражнений для девочек и девушек (особенно в учебно-тренировочных группах третьего и четвертого годов обучения) должен быть уменьшен на 15-20% по сравнению с модельными параметрами.
Все основные тренировочные задания прошли соответствующую отработку на реальном контингенте занимающихся и показали свою эффективность.
6. Теоретическая подготовка
Теоретический материал изучается во время бесед, лекций и просмотра спортивных фильмов, наглядных пособий, чтения специальной литературы.
Медико-биологические средства восстановления: рациональное питание, витаминизация, массаж, физиотерапия, фармакологические и растительные средства.
7. Воспитательная работа
Специфика воспитательной работы в спортивных школах состоит в том, что тренер-преподаватель имеет для нее то же время, которое отведено на учебно-тренировочные занятия. Воспитательная работа в спортивной школе тактически связана с общеобразовательной школой и с семьями юных спортсменов. Тренер должен постоянно следить, чтобы учебно-тренировочный процесс способствовал формированию сознательного, творческого отношения к труду, высокой организованности и требовательности к себе, чувства ответственности за порученное дело.
Главные воспитательное факторы в этой работе:
- личный пример, педагогическое мастерство тренера-преподавателя;
- творческая организация тренировочной работы;
- формирование и укрепление коллектива;
- правильное моральное стимулирование;
- пример и товарищеская помощь более опытных спортсменов;
- творческое участие спортсмена в составлении планов подготовки и обсуждении итогов их выполнения;
- товарищеская взаимопомощь и взаимотребовательность;
- эстетическое оформление спортивных залов и сооружений.
Спортивным школам необходимо постоянно обновлять стенд спортивной славы, где представлены фото и призы, награды, завоеванные спортсменами школы. Это способствует воспитанию клубного патриотизма и чувства долга.
Эффективными формами воспитательной работы могут быть торжественное празднование дня открытия школы и выпуска учащихся, подготовка и проведение вечеров отдыха, концертов самодеятельности и дискотеки.
В воспитательной работе следует использовать и такие формы:
- утверждение почетного звания «наставник» для опытных спортсменов с целью оказания помощи в подготовке и воспитании юных спортсменов;
- внедрение форм поощрения за успехи в спортивной и общественной работе;
- введение ритуала торжественного приема новых спортсменов и проводов выпускников школы;
- создание «Летописи славы» школы в виде альбома с фото и сведениями о выдающихся достижениях спортсменов школы;
- в качестве первой меры воспитательного воздействия при дисциплинарных нарушениях — обсуждение неправильного поведения спортсмена коллективом группы без представителей тренерского состава;
- участие коллектива школы в обсуждении итогов воспитательной и культурно-массовой работы в конце каждого сбора и в составлении плана работы на следующий сбор;
- культурно-массовые мероприятия (посещение театров, выставочных залов, дискотеки, встречи с интересными людьми, просмотр кинофильмов, чтение книг, знакомство с достопримечательностями мест пребывания и др.).
Важное место в воспитательной работе с юными спортсменами должно отводиться соревнованиям. Наблюдая за выступлениями, поведением спортсмена, тренер может сделать вывод, настолько прочно сформировались у него морально-волевые качества.
Тренеру следует постоянно помнить, что комплексный подход к воспитанию юного спортсмена предполагает изучение, учет и использование всех факторов воздействия на личность не только в спорте, но и в быту. Поэтому, разрабатывая план воспитательной работы, тренер должен предусмотреть особенности бытового поведения учащихся, их учебной и общественной деятельности, факторы влияния на их поведение и убеждения, чтобы уметь максимально использовать, координировать, а в некоторых случаях и нейтрализовать это влияние.
8. Психологическая подготовка
Психологическая подготовка юных спортсменов включает общую психологическую (круглогодичную) подготовку, психологическую подготовку к соревнованиям и управление нервно-психическим восстановлением спортсменов.
Общая психологическая подготовка предусматривает формирование личности спортсмена и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, специализированных психических функций и психомоторных качеств. В процессе психологической подготовки формируются также специфические морально-психические качества: устойчивый интерес к спорту, чувство долга, дисциплинированность, ответственность за выполнение плана подготовки и результаты выступления в соревнованиях. Вырабатывается эмоциональная устойчивость, формируются положительные межличностные отношения.
Психологическая подготовка к соревнованиям включает общую психологическую подготовку к соревнованиям и специальную соревновательную подготовку к конкретным соревнованиям. В ходе подготовки формируется высокий уровень соревновательной мотивации, соревновательные черты характера, предсоревновательная и соревновательная эмоциональная устойчивость, способность к самоконтролю и саморегуляции в соревновательной обстановке. В ходе подготовки к конкретным соревнованиям формируется специальная психологическая боевая готовность спортсмена перед выступлением, характеризующаяся уверенностью в своих силах, стремлением к победе, оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, устойчивостью управления действиями, эмоциями и поведением, умением эффективно выполнять действия, необходимые для победы. Психологическая подготовка к соревнованиям осуществляется путем разъяснения целей и задач участия в соревнованиях, условий и содержания предсоревновательной подготовки, значения высокого уровня психической готовности к выступлению, регуляции тренировочных нагрузок, моделирования условий основных соревнований сезона.
Нервно-психическое восстановление спортсменов. В процессе восстановления снимается нервно-психическая напряженность, восстанавливается психическая работоспособность, формируется способность к самостоятельному восстановлению. Нервно-психическое восстановление ведется с помощью словесных воздействий, отдыха, переключения и других средств. Используются также сочетание средств ОФП, средства культурного отдыха и развлечения, система аутовоз-действий.
Распределении средств и методов психологической подготовки:
- на этапе начальной подготовки основной акцент делается на формирование интереса к спорту, правильную спортивную мотивацию, уважение к тренеру, развитие простейших сенсомоторных реакций, внимания, навыков самоконтроля.
- в тренировочных группах внимание акцентируется на воспитании спортивного интеллекта, способности к саморегуляции, формировании волевых черт характера, развитии оперативного мышления и памяти, создании общей психической готовности к соревнованиям.
- в группах совершенствования спортивного мастерства основное внимание уделяется совершенствованию волевых черт характера, саморегуляции, сложных сенсомоторных реакций и оперативного мышления, формированию предсоревновательной и мобилизационной готовности к нервно-психическому восстановлению.
В годичном цикле подготовки психолого-педагогическое воздействие распределяется по периодам подготовки:
- в подготовительном периоде используются средства и методы, связанные с морально-психологическим просвещением, воспитанием спортивного интеллекта, развитием волевых качеств, совершенствованием общей психологической подготовленности.
- в соревновательном периоде делается упор на совершенствование эмоциональной устойчивости, свойств внимания, достижение специальной психологической готовности к соревнованиям.
- в переходном периоде используются средства и методы нервно-психического восстановления.
Распределение средств и методов психической подготовки зависит от психических особенностей спортсменов, задач индивидуальной подготовки, направленности тренировочных занятий.
9. Восстановительные мероприятия
Тренировка и восстановление — единый взаимосвязанный процесс. Повышение тренированности и работоспособности возможно при восполнении энергетических затрат при восстановлении. Восстановительные мероприятия необходимо планировать не только после тренировок и соревнований, но и в процессе их проведения.
Существуют три группы восстановительных мероприятий: медико-биологические, психологические, педагогические.
Медико-биологическая система восстановления включает:
- оценку состояния здоровья;
- рациональное питание с использованием витаминов и продуктов повышенной биологической ценности;
- комплекс фармакологических средств с учетом требований антидопингового контроля;
- физиотерапевтические средства: различные виды массажа, сауну.
Психологические средства восстановления:
- аутогенная тренировка;
- внушенный сон;
- комфортные условия быта и отдыха;
- препараты энергетического действия, адаптогенные препараты (элеутерококк, сапарал, плитабс).
Педагогические средства восстановления:
- вариативность тренировочных нагрузок и интервалов отдыха, оптимизация тренировочного процесса;
- восстановительные тренировочные нагрузки низкой интенсивности;
- специальные разгрузочные периоды.
Большое значение для восстановления энергии, роста и развития организма имеет рациональное питание. Рациональным называют такое питание, при котором суточная калорийность пищи соответствует суточному расходу энергии и качеству по содержанию веществ, необходимых для построения тканей, органов и нормального течения физиологических процессов.
10. Медико-биологический контроль
Медико-биологический контроль направлен на оценку состояния здоровья, определение физического развития и биологического возраста юного спортсмена, уровня его функциональной подготовки.
Основным в комплексном врачебно-биологическом контроле является углубленное медицинское обследование, тестирование физической работоспособности в лабораторных и естественных условиях, определение специальной тренированности и оценка воздействия тренировочных нагрузок на юного спортсмена.
Содержание медико-биологического контроля имеет свои особенности в зависимости от специфики спортивной деятельности. В скоростно-силовых видах спорта, в частности в беге на барьерные дистанции, комплексный контроль предусматривает исследование морфофункциональных признаков, особенностей высшей нервной деятельности и уровня проявления личностных качеств, определение координационных способностей, физической и технической подготовленности спортсменов.
Врачебный контроль юных спортсменов осуществляется силами врачей общеобразовательных школ, ДЮСШ, СДЮШОР, училищ олимпийского резерва и лечебно-профилактических учреждений в тесном контакте с тренерско-преподавательским коллективом. Врачебный контроль является составной частью общего учебно-тренировочного плана подготовки юных спортсменов.
Главная особенность врачебного обследования юных спортсменов -комплексный подход, направленный на изучение целостной деятельности организма, обуславливающий его приспособляемость к физическому напряжению. При этом методы исследования подбираются с таким расчетом, чтобы как можно полнее охарактеризовать все системы организма и выявить уровень функциональных возможностей.
Существуют следующие виды медицинского обследования: углубленное, этапное, текущее и оперативное.
Углубленное медицинское обследование юные спортсмены проходят два раза в год (в начале и в конце учебного года).
Этап начальной спортивной специализации в беге на барьерные дистанции начинается в 12-13 лет. В этом возрасте чаще возникают переутомления и перенапряжения при несоответствии нагрузок возможностям спортсменов. Это и определяет тактику врачебного контроля на этапе начальной спортивной специализации. По-прежнему ведутся тщательные наблюдения за состоянием здоровья и за текущей заболеваемостью. Спортсмены два раза в год проходят диспансеризацию на базе врачебно-физкультурного диспансера.
11. Инструкторская и судейская практика
Необходимые знания и умения учащихся:
тренировочные группы:
- 1-й год обучения. Овладение терминологией и командным языком для построения группы, отдачи рапорта, проведения строевых и порядковых упражнений, терминами по изучению элементов легкой атлетики. Выполнение обязанностей на занятиях.
- 2-й год обучения. Способность наблюдать за выполнением упражнений другими учениками и находить ошибки. Умение составить конспект тренировочного занятия, провести вместе стренером разминку в группе.
Судейство: характеристика судейства в беге; основные обязанности судей. - 3-й год обучения. Привлечение в качестве помощника тренера при проведении разминки, контроль техники выполнения отдельных элементов и упражнений.
- Судейство: знать основные правила судейства соревнований в беге, судейскую документацию.
- 4-й год обучения. Умение выбирать основные упражнения для разминки и самостоятельно проводить ее по заданию тренера; правильно демонстрировать технику выполнения отдельных элементов и упражнений; замечать и исправлять ошибки при их выполнении другими учащимися; помогать тренеру при проведении занятий в младших возрастных группах.
- Судейство: знать основные правила соревнований, выполнять отдельные обязанности судьи, секретаря, секундометриста.
Группы совершенствования спортивного мастерства:
- 1-2-й годы обучения. Регулярное привлечение в качестве помощников тренера для проведения занятий и соревнований в ГНП и ТГ. Умение самостоятельно проводить разминку; составлять комплексы упражнений тренировочных занятий; грамотно вести записи тренировочных нагрузок.
- Судейство: знать правила соревнований. Проведение занятий и соревнований в младших группах, ДЮСШ, участие в судействе городских и областных соревнований.
- 3-й год обучения. Выполнение необходимых требований для присвоения звания инструктора и судьи по спорту.