Короткие дистанции (спринт)

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная программа для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР) по бегу на короткие дистанции составлена на основе дей­ствующей учебной программы, нормативных документов Государствен­ного комитета РФ по физической культуре и спорту, обобщения передо­вого опыта работы тренеров с юными легкоатлетами и других научных исследований.

В программе нашли отражение построение учебно-тренировочного процесса в группах начальной подготовки и учебно-тренировочных груп­пах, основные задачи на различных этапах годичного цикла трениров­ки, распределение объемов основных средств и интенсивности трениро­вочных нагрузок в недельных циклах, ранжирование соревнований по значимости и их календарный план. Особенностью планирования про­граммного материала является сведение максимально возможных пара­метров нагрузок, средств, методов контроля в одну принципиальную схему годичного цикла тренировки.

Основная цель многолетней подготовки юных спортсменов в ДЮСШ, СДЮШОР — воспитание спортсменов высокой квалификации, потен­циального резерва сборных команд страны, субъектов федерации, ве­домств, активных строителей и защитников нашей Родины.

В процессе многолетней спортивной подготовки должны решаться следующие задачи:

  1. Гармоничное физическое развитие юных спортсменов, разносто­ронняя подготовка, укрепление здоровья.
  2. Подготовка квалифицированных спортсменов, подготовка резер­вов для сборных команд РФ.
  3. Подготовка инструкторов-общественников и судей по легкой ат­летике.
  4. Теоретическая подготовка с основами педагогики, биомеханики, биохимии, физиологии, лечебной физической культуры.
    Важным условием выполнения поставленных задач является систе­матическое проведение практических и теоретических занятий, контрольных упражнений, восстановительных мероприятий, регулярное учас­тие в соревнованиях.

Учебная программа рассчитана на шестилетний период обучения в спортивной школе, состоящий из двух лет обучения в группах началь­ной подготовки и из четырех лет — в учебно-тренировочных группах. Спортивно-оздоровительный этап предусматривает обучение детей в воз­расте 9-17 лет.

Настоящая программа имеет ряд существенных особенностей и зна­чительно отличается от предыдущей. Так, например, для учебно-трени­ровочных групп программный материал практических занятий представ­лен в форме тренировочных заданий, сгруппированных в отдельные блоки по принципу их преимущественной направленности на развитие отдельных физических качеств или комплекса качеств, на совершен­ствование спортивно-технического и тактического мастерства.

С учетом Нормативно-правовых основ, регулирующих деятельность спортивных школ (1995), в учебную программу внесены изменения в такие разделы, как учебный план, план-схема годичного цикла, распре­деление программного материала в макроцикле по годам обучения. Раз­делы программы по психологической подготовке, восстановительным мероприятиям и медико-биологическому контролю содержат практичес­кие рекомендации.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Подготовка юных бегунов на короткие дистанции ставит перед тре­нером сложные задачи. Многолетний спортивный опыт свидетельству­ет о том, что среди физических качеств скоростные труднее всего подда­ются развитию. Узкий круг применяемых специальных скоростных уп­ражнений приводит сначала к быстрому росту спортивных результатов, а затем к стабилизации скоростных возможностей спортсмена.

Передовой спортивный опыт и научные исследования показывают, что для достижения гармоничного физического развития и избежания преждевременной стабилизации скоростных качеств необходимо исполь­зовать широкий комплекс средств и методов спортивной тренировки. Особое место в системе подготовки юного спринтера должны занять наряду со скоростными силовые и скоростно-силовые упражнения спе­циального и общеразвивающего характера, а также скоростные упраж­нения в затрудненных и облегченных условиях.

Для юных спортсменов, занимающихся в группах начальной подго­товки, основными задачами станут:

  • укрепление здоровья;
  • улучшение физического развития;
  • овладение основами техники выполнения упражнений;
  • разносторонняя физическая подготовленность;
  • выявление задатков и способностей, привитие интереса к трени­ровочным занятиям;
  • воспитание черт характера.

Для юных бегунов на короткие дистанции, занимающихся в учебно-тренировочных группах, основными задачами станут:

  • дальнейшее укрепление здоровья;
  • гармоничное физическое развитие;
  • укрепление опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы средствами общей (ОФП) и специальной (СФП) физической подготовки;
  • повышение уровня скоростных, силовых и скоростно-силовых качеств;
  • обучение основам техники спринтерского бега и других видов лег­кой атлетики;
  • приобретение соревновательного опыта;
  • приобретение теоретических знаний по тренировке в беге на корот­кие дистанции, ведение спортивного дневника и умение анализировать записанные в нем данные.

При построении спортивной тренировки следует руководствоваться принципами:

  • целевой направленности по отношению к высшему спортивному мастерству;
  • соразмеренности в развитии основных физических качеств;
  • ведущих факторов, определяющих уровень мастерства и возраст­ной динамики развития юных спортсменов.

Реализация указанных принципов позволяет учитывать как возраст­ные особенности юных спортсменов, так и требования, которые будут предъявлены к ним в будущем на этапе спортивного совершенствования.

Тренировочный процесс спринтера должен рассматриваться как целост­ная динамическая система, где на каждом конкретном этапе совершенство­вания спортивного мастерства решаются специфические задачи по разви­тию двигательных качеств, формированию технического мастерства и вы­бору средств, методов и величин тренировочных воздействий. Организуется он в соответствии с определенными целевыми задачами, которые конкретно выражаются величиной прогнозируемого результата и обуславливают не­обходимую реализацию программы тренировки.

Известно, что каждый уро­вень спортивного мастерства имеет свои константные возрастные границы. Поэтому важное значение в многолетней подготовке спортсмена приобрета­ет знание возрастных особенностей становления спортивного мастерства. Это позволит ответить на вопросы: каковы оптимальные сроки начала спе­циализации, когда целесообразно планировать выход спортсмена на тот или иной разрядный уровень, каким должен быть стаж занятий к моменту выпол­нения нормативов мастера спорта (МС) РФ и мастера спорта международно­го класса (МСМК) и т. д.

На основании обработки данных спортивных био­графий сильнейших спринтеров мира последнего времени был определен возраст и стаж занятий для достижения нормативов мастера спорта РФ и мастера спорта международного класса (табл. 1).

На основании данных табл. 1 можно констатировать, что специали­зированная тренировка в беге на короткие дистанции начинается в 13-14-летнем возрасте, стаж занятий от III разряда до выполнения нормати­вов МСМК у мужчин равен в среднем 6 годам, у женщин — 7 годам.

В связи с вышеизложенным кратко охарактеризуем возрастные осо­бенности детей и подростков. Все дети школьного возраста согласно физиологической периодизации делятся на три возрастные группы: 7 лет — конец периода первого детства; 8-11 лет (девочки) и 8-12 лет (мальчики) — период второго детства. Подростковый возраст наступает с 12 лет у девочек и с 13 лету мальчиков. С 16 лет у девочек и с 17 лету мальчиков начинается юношеский возраст. Каждой возрастной группе детей свойственны особенности строения и функций систем организма и психологические особенности, учет которых необходим для рациональ­ного физического воспитания.

В подростковом и младшем юношеском возрасте отмечаются высо­кие темпы роста в длину, увеличивается вес тела, мышечная масса. С 13 до 14 лет наблюдается интенсивный рост тела — его длина увеличивает­ся на 9-10 см, ас 14 до 15 лет-на 7-8 см. Темпы роста длины тела резко падают к 16-17 годам. С 15 до 16 лет длина тела увеличивается на 5-6 см в год, ас 16 до 17 лет — только на 2-3 см.

В старшем школьном возрасте пропорции тела приближаются к по­казателям взрослых. К 16 годам прекращается рост у девушек. Рост тела в длину у юношей в основном заканчивается к 18 годам.

В подростковом и юношеском возрасте наблюдаются высокие тем­пы увеличения мышечной массы. Максимальный рост силы на 1 кг собственного веса наблюдается до 14 лет. После этого темпы роста относительной силы снижаются. Показатели относительной силы у девочек значительно уступают соответствующим показателям у маль­чиков. Поэтому при занятиях с девочками старше 13-14 лет следует строго дозировать упражнения, выполняемые с большими напряже­ниями.

В возрасте от 7 до 12 лет наблюдается интенсивный рост темпа дви­жений. Быстрота и частота движений, а также способность поддержи­вать их максимальный темп к 14-15 годам достигают значений, близких к предельным.

Напряженная мышечная работа предъявляет высокие требования к ресурсам систем дыхания и кровообращения, и так как сердце раньше, чем скелетные мышцы, достигает границ работоспособности, то именно пределы его функциональных возможностей определяют способность человека к работе большой мощности. Уровень сердечной производи­тельности имеет важное значение в обеспечении энергетических потреб­ностей организма, связанных с мышечной работой. В процессе развития человека частота сердечных сокращений (ЧСС) уменьшается, достигая к подростковому возрасту величин, близких к показателям взрослых. С 7 лет ЧСС с 85-90 уд./мин снижается до 70-76 к 14-15 годам. К 16-17 годам пульс составляет 65-75 уд./мин, т. е. практически не отличается от ЧСС у взрослых людей.

При мышечной деятельности у юных спортсменов наблюдается ряд особенностей, связанных с высокими темпами возрастных морфологи­ческих и функциональных перестроек сердечно-сосудистой системы. Особенно значительны темпы развития сердечно-сосудистой системы на этапе полового созревания, когда размеры сердца, его вес и объем сис­толического выброса на протяжении 3-4 лет (с 12 до 15-16 лет) увели­чивается почти вдвое.

Под влиянием систематической тренировки у подростков и юношей отмечается рост показателей, характеризующих эффективность потреб­ления кислорода. Основным источником энергетического обеспечения при напряженной мышечной работе является анаэробный обмен. Об уров­не анаэробного обмена можно судить по величине кислородного долга, накоплению молочной кислоты в крови или косвенным показателям ее концентрации.

Известно, что все физические качества в многолетнем плане развиваются неравномерно. Для каждого качества имеется свой благоприятный период. Преимущественная направленность тренировоч­ного процесса по годам обучения определяется с учетом сенситивных периодов развития физических качеств у юных спортсменов.

Вместе с тем, нельзя оставлять без внимания развитие качеств, которые в данном возрасте не совершенствуются. Особенно важно соблюдать соразмер­ность в развитии общей выносливости и скоростных качеств, в разви­тии общей выносливости и силы, т.е. тех из них, которые имеют под собой разные физиологические механизмы.

На основе обобщения мировой литературы (трудов отечественных и зарубежных ученых) оптимальными периодами в развитии физических качеств можно считать следующие:

Морфометрические показатели.

Рост. Процессы роста не синхрон­ны у мальчиков и девочек. У мальчиков скорость роста достигает свое­го пика примерно на 2 года раньше, чем у девочек. Кроме того, у маль­чиков этот пик выражен ярче и продолжается более длительное время. Однако наибольший прирост ростовесовых показателей у детей про­слеживается в год полового созревания. Известно, что у девочек поло­вое созревание начинается на 1-2 года раньше, чем у мальчиков. С 12 До 15 лет начинается период бурного роста этих показателей как у дево­чек, так и у мальчиков. К 16 годам организм с точки зрения костного скелета считается сформированным. При этом слишком высокие нагруз­ки уменьшают рост трубчатых костей.

Сила. Рост силы мышц относительно незначителен до 11 лет, но с 12 до 14 лет темпы ее роста заметно увеличиваются. Наиболее интенсив­ное развитие силы имеет место в 14-17 лет.

Быстрота. Развитие быстроты наблюдается с 7 до 20 лет, однако интенсивное развитие этого качества происходит с 9 до 11 лет и в мо­мент полового созревания начиная с 11-12 до 14-15 лет, но у мальчиков рост этого качества продолжается и позже.

Скоростно-силовые качества начинают расти с 7-8 лет. Наиболь­ший прирост приходится на возраст с 10-12 до 13-14 лет. После этого возраста рост продолжается, но в основном под влиянием тренировки.

Выносливость. Аэробная мощность характеризуется абсолютным МПК (максимальным потреблением кислорода), увеличивающимся с возрастом у мальчиков и девочек. В пубертатном периоде этот показа­тель имеет тенденцию к росту у детей, занимающихся спортом. Наиболее интенсивно растет аэробная мощность в период полового созревания и замедляется только после 18 лет. При этом относительное МПК в мл/мин/кг почти не изменяется в возрасте от 10 до 17 лет.

Анаэробная выносливость. Большинство ученых соглашается с ут­верждением, что дети гораздо легче переносят соревнования в беге на 3000 м, нежели на 200-800 м. Это связано с тем, что незначительный рост анаэробной выносливости наблюдается до 12-13 лет, а более значи­тельный — после 16 лет, т.е. в период достижения биологической зрелости.

Гибкость. Широко распространено мнение, что дети являьотся более гибкими, чем взрослые. Рост этого качества увеличивается с 6 до 10 лет, и в возрасте 10 лет происходит большой скачок в его развитии.

Сенситивные периоды у детей имеют значительные индивидуальные колебания, связанные с наступлением биологической зрелости, метода­ми оценки физических качеств и другими факторами. Все это требует большой осторожности при выборе системы тренировок.

Наибольший прирост все физические качества имеют в период «ростового спурта», т.е. 12-15 лет (пубертатный период).

Процесс многолетней тренировки юных спортсменов должен осуще­ствляться на основе следующих основных методических положений:

  1. Преемственность задач, средств и методов тренировки детей, подростков, юношей (девушек), юниоров и взрослых спортсменов.
  2. Постепенный рост объема средств общей и специальной физичес­кой подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется: с ростом спортивного мастерства в тренировочном процессе увеличи­вается доля средств специальной подготовки за счет сокращения ОФП.
  3. Непрерывное совершенствование в спортивной технике.
  4. Правильное планирование тренировочных и соревновательных нагрузок. Каждый период очередного годичного цикла должен начинаться и завершаться на более высоком уровне тренировочных нагру­зок, чем соответствующий период предыдущего годичного цикла.
  5. Строгое соблюдение принципа постепенности возрастания трени­ровочных и соревновательных нагрузок в процессе многолетней тренировки юных спортсменов.
  6. Одновременное развитие физических качеств спортсменов на всех этапах многолетней тренировки и преимущественное развитие отдель­ных качеств в возрастные периоды, наиболее благоприятные для этого (В.П. Филин, 1987).

Одним из необходимых условий роста спортивного мастерства явля­ется многолетняя планомерная тренировка. Причем в процессе этой под­готовки следует строго и последовательно ставить задачи, выбирать средства и методы тренировки в соответствии с возрастными особенно­стями и уровнем подготовленности спортсменов.

Весь процесс много­летней тренировки спортсмена делится на четыре основных этапа и вза­имосвязан с годами обучения в учебных группах спортивных школ.

WP Table Builder

II. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ

Программа для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР) разрабатывается на основе нормативных документов, рег­ламентирующих работу спортивных школ (табл. 2-9).

Спортивно-оздоровительный этап. На этот этап подготовки зачис­ляются дети 9-17-летнего возраста, желающие заниматься легкой атле­тикой независимо от их одаренности, способности, уровня физического развития и подготовленности, не имеющие медицинских противопока­заний.

Этап начальной подготовки (НП). На этап начальной подготовки зачисляются учащиеся общеобразовательных-школ, желающие зани­маться спортом и имеющие письменное разрешение врача-педиатра. На этапе начальной подготовки осуществляется физкультурно-оздорови­тельная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники избранного вида спорта, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки.

Тренировочный этап (этап спортивной специализации) формируется на конкурсной осно­ве из здоровых и практические здоровых учащихся, прошедших необ­ходимую подготовку не менее 1 года и выполнивших приемные норма­тивы по общей и специальной физической подготовке. Перевод по го­дам обучения на этом этапе осуществляется при условии выполнения учащимися контрольно-переводных нормативов по общей и специаль­ной физической подготовке.

Показатели соревновательной нагрузки в годичном тренировочном цикле учебно-тренировочных групп

WP Table Builder

Соотношение средств общей и специальной физической подготовки по годам обучения (%)

WP Table Builder

Требования к квалификации спортсменов, допускаемых к соревнованиям

WP Table Builder

III. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Методическая часть программы включает учебный материал по ос­новным видам подготовки, его распределение по годам обучения и в годичном цикле; рекомендуемые объемы тренировочных и соревнова­тельных нагрузок и планирование спортивных результатов по годам обучения; организацию и проведение педагогического и медико-биоло­гического контроля; содержит практические материалы и методические рекомендации по проведению учебно-тренировочных занятий.


1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

В процессе многолетней тренировки чрезвычайно важна рациональ­ная система применения тренировочных и соревновательных нагрузок.

Она строится на основе следующих методических положений:

  1. ориентация уровней нагрузок юных спортсменов на соответству­ющие показатели, достигнутые сильнейшими взрослыми спортсменами;
  2. увеличение темпов роста нагрузок от этапа начальной спортив­ной специализации на последующих этапах;
  3. соответствие уровня тренировочных и соревновательных нагру­зок возрастным особенностям и уровню подготовленности юных спорт­сменов;
  4. учет закономерностей развития и взаимосвязи различных систем растущего организма юного спортсмена.

На этапе начальной подготовки основное внимание спортсмена и : тренера нацелено на создание фундамента общей физической подготов­ки. Поэтому тренировочные занятия строятся с акцентом на развитие физических качеств, таких, как быстрота, гибкость, ловкость, скоростно-силовые качества, выносливость.

Параллельно с этим проводится обучение основам техники видов легкой атлетики и других видов спорта. Соотношение ОФП и СФП находится в пределах 80-90/10-20% на пер­вом году обучения и 80-85/15-20%-на втором. На этапах начальной спортивной специализации и углубленной тренировки в избранном виде спорта соотношение парциальных объемов тренировочной работы и акцент на преимущественном ис­пользовании тех или иных нагрузок находятся в прямой зависимос­ти от факторов, определяющих общую и специальную подготовлен­ность юных спортсменов. Общая физическая подготовка в первые два года обучения в учебно-тренировочных группах занимает 60-80% и направлена на развитие основных физических качеств и фор­мирование разнообразных двигательных умений и навыков. В 3-й и 4-й годы обучения в учебно-тренировочных группах содержание ОФП в большей мере приближается по своему воздействию к из­бранному виду спорта и составляет 30-40%, в то же время происхо­дит увеличение до 40-60% доли специальной физической подготов­ки, которая направлена на развитие специальных физических ка­честв и совершенствование спортивной техники.

Наряду с общей специальной физической подготовкой учебный план для спортивных школ должен предусматривать и такие важные разде­лы, как теоретическая подготовка, контрольно-переводные испытания, участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика, вос­становительные мероприятия, медицинское обследование.

Примерный учебный план по разделам подготовки рассчитан на 52 недели, в нем предусмотрено 46 учебных недель и 6 недель — спортивно-оздоровительный лагерь.

К разработке дополнительных образовательных программ спортшкол для спортивно-оздоровительных групп.

Наличие спортивно-оздоровительных групп — основная функция ДЮКФП, ДЮСШ и неспециализированных отделений СДЮШОР.
Численный состав занимающихся, объем учебно-тренировочной ра­боты, норматив оплаты труда* тренера-преподавателя за работу в спортивно-оздоровительных группах устанавливаются администраци­ей спортшколы в соответствии с нормативно-правовыми документами, регулирующими деятельность спортивных школ.

Максимальный состав спортивно-оздоровительных групп не должен превышать двух минимальных с учетом соблюдения правил техники без­опасности на учебно-тренировочных занятиях.

Возраст занимающихся в спортивно-оздоровительных группах -6-17 лет в ранних видах спорта, 9-17 лет — в остальных.

Норматив оплаты труда тренера-преподавателя в спортивно-оздоровительных группах повышается на 0,5% за каждые два года обучения под руководством одного тренера.

Решение о проведении занятий с детьми дошкольного возраста принимает учредитель при наличии разрешения органов здравоохра­нения.

Минимальный возраст зачисления в спортивно-оздоровительные группы по видам спорта соответствует возрасту приема детей на на­чальный этап подготовки.

Критерии оценки деятельности спортивно-оздоровительных групп:

  • стабильность состава занимающихся и посещаемость тренировоч­ных занятий;
  • динамика индивидуальных показателей развития физических качеств;
  • уровень освоения гигиены и самоконтроля.

2. ПЛАН-СХЕМА ГОДИЧНОГО ЦИКЛА

Рациональная подготовка юных бегунов на короткие дистанции стро­ится с учетом следующего:

  1. традиционной периодизации подготовки юных легкоатлетов;
  2. правильной постановки очередных тренировочных задач, исходя из преемственности в многолетнем плане и в годичных циклах;
  3. соответствия основных средств и методов подготовки задачам те­кущего года;
  4. динамики физической подготовленности;
  5. основных принципов распределения тренировочных нагрузок в годичном цикле.

Этап предварительной подготовки, состоящий из двух лет обучения в группах начальной подготовки, строится следующим образом. Годич­ный цикл тренировки имеет одноцикловое планирование. Начиная с сентября и по апрель продолжается подготовительный период, затем 6 недель — соревновательный период, в заключение 6 недель — спортив­ный лагерь, а затем наступает переходный период.

Подготовка юных бегунов на короткие дистанции в группах начальной подготовки (1-го и 2-го годов обучения).

На первом и втором году обучения в группах начальной подготовки основное внимание уделяется общей физической подготовке. Трениров­ка строится традиционно: разминка в виде медленного бега, гимнасти­ческих упражнений на растягивание мышечного аппарата, 3-5 ускоре­ний. В зависимости от задачи занятия, которую ставит тренер, спорт­смены выполняют ту либо иную работу. Половина занятий приходится на подвижные игры, игровые зада­ния, спортивные игры.
В процессе тренировки спортсмены близко знакомятся с технической стороной видов легкой атлетики. С началом соревновательного перио­да проводятся соревнования на дистанции 30,60,100 м, прыжки в длину и высоту, сдаются контрольные и переводные нормативы по программе общей физической подготовки (табл. 10 и 11).

Следующим этапом в подготовке юных спортсменов является этап начальной спортивной специализации. Спортсмены обучаются в учеб­но-тренировочных группах.

Годичный цикл подготовки юных бегунов на короткие дистанции состоит из двух полуциклов, каждый из которых включает подготови­тельный и соревновательный периоды. Для достижения наивысшей спе­циальной работоспособности к основным соревнованиям года целе­сообразна следующая периодизация годичного цикла тренировки.

Первый подготовительный период разбивается на 2 этапа — общеподго­товительный (базовый) продолжительностью 6 недель и специально-под­готовительный (4 недели).

В первый соревновательный период (7 не­дель) юные бегуны принимают участие в 4-6 соревнованиях.

Второй подготовительный период также делится на 2 этапа общеподготовительный (6 недель) и специально-подготовительный (4 неде­ли). Второй, более продолжительный соревновательный период (22 не­дели), следует разбить на 3 этапа: ранний соревновательный (9 недель), специализированной подготовки (4 недели), основной соревнователь­ный (9 недель).

Для юных бегунов на короткие дистанции 1-го и 2-го годов обучения в группах начальной подготовки такая периодизация годичного цикла носит несколько условный характер. Для юных бегунов, обучающихся в группах начальной подготовки, подготовительный период начинает­ся с сентября в соответствии с началом учебного года в общеобразова­тельной школе, летний соревновательный период заканчивается в сере­дине июля и затем — 6 недель оздоровительно-спортивный лагерь. Спорт­смены, обучающиеся в группах спортивного совершенствования, как правило, до конца сентября соревнуются, затем переходный период (3 недели), и начало подготовительного периода приходится на конец октября.

В первые 2 года обучения тренировочные нагрузки у девушек будут такими же, как и у юношей, в последующие годы — на 5-8% меньше.

Подготовка юных бегунов на короткие дистанции в тренировочных группах (1-го и 2-го годов обучения).

В первые 2 года занятий юных бегунов на короткие дистанции в тренировочных группах основное внимание уделяется разносторон­ней физической подготовке, овладению техникой специальных подго­товительных упражнений, повышению уровня развития основных физи­ческих качеств. Возраст занимающихся — от 12 до 14 лет. После каждого года обучения юные спортсмены должны выполнить контрольные нор­мативы разносторонней физической подготовленности.

В табл. 12 и 13 приводятся планы-схемы годичной подготовки юного спринтера 1-го и 2-го годов обучения в учебно-тренировочных группах.

Подготовка юных бегунов на короткие дистанции в тренировочных группах (3-го и 4-го годов обучения)

При планировании подготовки юных спринтеров в трениро­вочных группах 3-го и 4-го годов обучения в годичном цикле необходи­мо придерживаться следующей периодизации.

С началом подготовитель­ного периода на общеподготовительном этапе должны решаться ниже­приведенные задачи:

  1. Повышение уровня разносторонней и специальной физической под­готовленности занимающихся.
  2. Укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудис­той системы в основном средствами ОФП.

В ОФП входят: кроссовый бег, подвижные и спортивные игры, общеразвивающие гимнастические и акробатические упражнения, другие виды легкой атлетики (прыжки в длину и высоту, толкание ядра, барь­ерный бег).

Следующий этап — специально-подготовительный — включает задачи:

  1. Дальнейшее повышение уровня специальной физической работо­способности.
  2. Развитие скоростных, скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости.

В первом соревновательном периоде ставятся такие задачи:

  1. Совершенствование техники спринтерского бега.
  2. Улучшение спортивного результата прошлого сезона в беге на 60 и 100 м на 1-2%.

Для решения этих задач спортсмен участвует в 5-6 соревнованиях при значительном снижении общего объема тренировочных нагрузок.

Во втором подготовительном периоде на общеподготовительном этапе основными задачами будут:

  1. Дальнейшее развитие силовых и скоростно-силовых качеств глав­ным образом средствами ОФП.
  2. Развитие общей выносливости.

Увеличивается применение средств ОФП, возрастает их интенсивность.

Специально-подготовительный этап включает следующие задачи:

  1. Совершенствование техники спринтерского бега с низкого старта
  2. Повышение уровня скоростных, скоростно-силовых качеств и уровня специальной выносливости.

На раннем соревновательном этапе ставятся задачи:

  • Совершенствование техники спринтерского бега в условиях со соревнований.
  • Улучшение спортивного результата прошлого года в беге на 100 и 200м на 2-3%

Юный спринтер должен участвовать в 4-5 соревнованиях.
Как показывают научные исследования и спортивная практика не всегда удается улучшить спортивный результат на протяжении длинно­го соревновательного этапа. Поэтому в середине соревновательного периода целесообразно ввести специализированный подготовительный этап (4 недели). Это делается для повышения уровня силовых и скорост­но-силовых качеств и подготовки к этапу основных соревнований сезона.

На заключительном этапе годичного цикла (основных соревнова­нии) решаются следующие задачи:

  • Достижение наивысшего уровня специальной работоспособности.
  • Улучшение спортивного результата на 5-6 % по сравнению с прошлогодним.

Выполнение нормативных показателей по ОФП и СФП В табл. 14 и 15 приводятся планы-схемы годичной подготовки юных бегунов на короткие дистанции 3-го и 4-го годов обучения в тренировочных группах.


3. КОНТРОЛЬНО-НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Важным звеном управления подготовкой юных спортсменов являет­ся система педагогического контроля, благодаря которой можно оце­нить эффективность избранной направленности тренировочного процес­са, того или иного принятого решения. С помощью педагогического контроля определяются сильные и слабые стороны в подготовке юных спортсменов. Он используется для оценки эффективности средств и ме­тодов тренировки в соответствии с установленными контрольными нор­мативами для выявления динамики развития спортивной формы и прог­нозирования спортивных достижений.

Один из главных вопросов в управлении тренировочным процессом -правильный выбор контрольных упражнений (тестов). При комплектации тестов необходимо исходить из того, что контрольные упражнения должны быть проверены на надежность, информативность и эквивалентность. Вме­сте с тем, предъявляются повышенные требования к доступности и миними­зации числа рекомендуемых для детского тренера средств контроля, по­скольку тренер в большинстве случаев лишен помощи со стороны биоме­хаников, физиологов, биохимиков и ему приходится лично тестировать значительные по составу группы юных спортсменов. По этой причине по­вышается значение и такого положения, как снижение количества конт­рольных замеров для испытуемых. Учебная программа в беге на 100 и 200 м предусматривает 7 контрольных упражнений, в том числе спортивный ре­зультат на основной дистанции. Все они наиболее полно характеризуют развитие основных физических качеств; все имеют высокую корреляцию со спортивным результатом на основной дистанции и соответствуют стати­стическим критериям надежности, объективности и информативности.

В спортивной практике в рекомендациях специалистов прослеживает­ся тенденция к сокращению обследований по сравнению с количеством этапов подготовки в сдвоенном годичном цикле. Такое положение вполне объяснимо, поскольку тренер не в состоянии 8-10 раз в течение года (а именно столько этапов выделяется в сдвоенном макроцикле) проводить всесторонние обследования. Важно выбрать переломные моменты и затем из года в год проводить испытания приблизительно в одно и то же время.

Этапный контроль позволяет объективно характеризовать состояние спортсмена только в том случае, если показатели контрольных упражне­ний соотносятся со спортивными результатами и являются действенными в управлении подготовкой спортивного резерва. Задача этапного конт­роля — выявление изменений в состоянии спортсмена на протяжении отно­сительно длительного периода тренировки. Частота обследований мо­жет быть различной и зависит от особенностей построения годичного цикла тренировки и специфики избранного вида спорта. В беге на короткие дистанции целесообразно проводить этапный контроль четыре раза в год по вышеупомянутым тестам. Для получения исходной информации в начале подготовительного периода проводится первое тестирование. Следую­щее контрольное тестирование проходит в конце специально-подготови­тельного этапа. Его цель — проверка эффективности выполненных в тече­ние первого подготовительного периода нагрузок. Третье тестирование проводится в конце второго специально-подготовительного этапа. Цель -проверка эффективности применяемых нагрузок в течение зимнего сорев­новательного периода. После второго и третьего тестирования возможна определенная коррекция тренировочных нагрузок в зависимости от сте­пени достижения того или иного контрольного норматива. И последнее тестирование на этапе основных соревнований имеет целью достижение контрольных нормативов во всех тестовых упражнениях, что обеспечи­вает выполнение целевого спортивного результата на основной дистан­ции.

Контрольное тестирование должно проводиться в процессе трени­ровки на протяжении 1-2 недель за 1-1,5 недели до соревнований.
Система педагогического контроля в подготовке юных спортсменов основывается на ряде методических положений. Первое из них — целевая направленность по отношению к высшему спортивному мастерству. Это значит, что относительные показатели использования своих возможнос­тей, типичные для спортсменов высших разрядов, должны служить ори­ентиром для определения нормативных требований к юным спортсменам. Второе методическое положение — установка на соразмерность развития физических качеств, т.е. обеспечение их должного соотношения. Реали­зация этого положения в контрольных показателях общей и специальной физической подготовленности юных спортсменов состоит в том, что конт­рольные нормативы, определяющие уровень развития отдельных физи­ческих качеств спортсмена, должны находиться в оптимальном соотно­шении, характерном для данного этапа многолетней тренировки.
При построении этапных нормативов в беге на короткие дистанции эти положения были соблюдены (табл. 16-19).


4. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Целью тренировочного процесса наряду с достижением высокого спортивного результата должно быть всестороннее и гармоничное раз­витие личности. Добиваться реализации этой цели невозможно без ис­пользования основных принципов воспитания: научности; связи воспи­тания с жизнью; воспитания личности в коллективе; единства требова­ний и уважения к личности; последовательности, систематичности и единства воспитательных воздействий; индивидуального и дифферен­цированного подхода; опоры на положительное в человеке.

Руковод­ствуясь принципами, тренер избирает необходимые методы, средства и формы воспитательной работы. Стратегия и тактика их использования должна основываться на знании интересов, характера, условий жизни и воспитания в семье и школе каждого занимающегося в спортивной сек­ции, уровня его воспитанности.

При этом следует учитывать выдвинутые в трудах Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского положения о том, что педагоги­ческая деятельность тогда отвечает принципам воспитания, когда она направлена на раскрытие способностей каждого ребенка.

Большой воспитательный заряд несет использование в учебно-тре­нировочном процессе школьников конкретных примеров из жизни заме­чательных людей. Призывая школьников на практике совершенство­ваться всесторонне, не замыкаясь только на занятиях спортом, жела­тельно, чтобы сами занимающиеся в присутствии всей группы рассказали о прекрасном знании иностранных языков, литературы, искусства, о большой любви к таким физическим упражнениям, как плавание, ката­ние на коньках, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, туристические прогулки, о многолетней привязанности к шахматам. Такая многосто­ронность интересов возможна лишь при тесно спрессованном и рацио­нально организованном рабочем дне.

В ситуациях соревновательной деятельности и тренировки, когда требуется проявление воли и решительности, в доверительной обста­новке тренером могут использоваться примеры, сравнения, аналоги из боевого прошлого нашей страны.

Достойны всяческого подражания воля и мужество легкоатлетов — членов сборной команды страны предвоенного периода. Александр Ка­наки, Павел Шорец, Дмитрий Иоселиани, Исай Папков, Иван Чебур-кин, Георгий и Серафим Знаменские, Моисей Иванькович, Григорий Ер­молаев, Леонид Митропольский, Али Исаев, Борис Бутенко — рассказ о боевом пути каждого из них поможет формированию у юных спортсменов высоких нравственных качеств.

Пример спортивного трудолюбия, уме­ния достигать поставленной цели, несмотря на большие трудности, свя­занные с ранениями, продемонстрировали после войны И. Папков, уста­новивший в спортивной ходьбе два рекорда мира и восемь рекордов СССР, и А. Канаки, ставший рекордсменом СССР в метании молота.

Заметное воспитательное воздействие на юных легкоатлетов оказы­вает участие в соревнованиях памяти героев Великой Отечественной войны, посещение мест их захоронений или музеев с обязательным рас­сказом об их жизни и подвиге. Очень важное качество — умение гово­рить правдиво и справедливо поступать — должно формироваться у учащейся молодежи повсюду: в семье, школе, спортивной секции. Коллек­тив, в котором царит открытость и справедливость, располагает школь­ников к обсуждению многих событий, фактов, не имеющих прямого от­ношения к спортивной деятельности. В этих условиях, по мнению В. А. Сухомлинского, беседы на моральные темы, разъяснение этических понятий, задушевные индивидуальные разговоры с учащимися — необ­ходимейшее звено в правильном формировании нравственных качеств личности. И, наоборот, если система словесно-нравственных знаний не подкрепляется практическим опытом жизнедеятельности коллектива и отношений с товарищами, возникает ситуация отрыва от деятельности, формальное усвоение этической информации.

Необходимо органичное единство нравственно воспитывающего слова и жизненных ситуаций коллектива, в которых практически формируется нравственный опыт школьника.

Положительный воспитательный эффект, эмоционально приподнятое настроение вносят в спортивную группу элементы деловых игр. Тренер поручает одному из занимающихся выполнять во время разминки свои функции, остальные обязаны ему подчиняться. Перед разминкой все до­говариваются играть свои роли максимально приближенно к действи­тельности, так как на последующих тренировках каждый спортсмен груп­пы так же побывает в роли тренера. Будучи увлечен игровой ролью, про­водящий разминку проявляет активность, деловитость, творческие способности и зачастую раскрывается с совершенно незнакомой сторо­ны. Обстановка таких игр наиболее благоприятна для формирования у школьников положительных форм поведения: дисциплинированности, трудолюбия, инициативности. Именно поэтому А.С. Макаренко исполь­зовал игры как один из самых действенных воспитательных методов.

Центральной фигурой воспитательного процесса в спортивной группе является тренер. Какие же качества должен формировать у себя спортив­ный наставник, с тем чтобы обеспечить максимальную отдачу и в воспита­тельном, и в спортивном отношении? Основой подготовки должны быть глубокие знания теории и методики физического воспитания, педагогики, психологии, анатомии и физиологии, биохимии. Знания по этим дисципли­нам необходимо постоянно накапливать и систематизировать, учиться трансформировать их общие закономерности в практику спортивной тре­нировки. И конечно же, нужно глубокое знание своей спортивной специа­лизации — легкой атлетики — как предмета и как вида спорта. Будущий тренер должен быть патриотом своей страны, обладать активной жизнен­ной позицией, соединять в себе слово и дело, убеждения и поступки.

Выдающимся тренерам присущ творческий поиск новых путей, средств, методов, большое трудолюбие. Они постоянно следят за но­винками литературы в различных областях знаний, пытаются внедрить в процесс тренировки все новое, передовое. Не ограничиваясь этим, такие специалисты постоянно экспериментируют.

Успехи в работе тренера во многом определяются тем, насколько велик его авторитет среди воспитанников. Авторитет приобретается в процессе повседневной деятельности и зависит от многих факторов. Честность и справедливость в отношениях с учениками, коллегами, со­перниками учеников, отсутствие привычки говорить «за глаза». Высо­кий уровень профессиональных знаний, доброжелательность, скром­ность и простота, способность относиться одинаково ко всем ученикам, исключающие панибратство, педагогический такт, оптимизм и энтузи­азм. Вот далеко не полный перечень качеств, на основе которых форми­руется авторитет тренера.

Следует учесть, что авторитет приобретается со временем; молодые же тренеры иногда стараются завоевать его сразу, жесткими мерами.
Планируя воспитательную работу с юными спортсменами, желатель­но учитывать все, что проводится в этом плане в школе, семье, а также реакцию на нее со стороны каждого занимающегося в группе. Естествен­но, что дать рецепты воспитательных воздействий, пригодные для всех жизненных ситуаций, невозможно. Затрудняет проведение этой работы и лимит времени тренера ДЮСШ.

Приведем ориентировочный план-график воспитательных меропри­ятий, который должен корректироваться с учетом года обучения в ДЮСШ, происходящих важнейших событий, возникающих конкретных случаев (табл. 24).

WP Table Builder

5. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Психологическую подготовку спортсмена осуществляет главным образом тренер. В деятельности тренера главное — работа с людьми.

В ней обнаруживается ряд неразрывных взаимосвязанных направлений для создания психологической готовности спортсмена:

  1. к продолжительному тренировочном процессу;
  2. к соревнованиям вообще;
  3. к конкретному соревнованию.

Все эти процессы весьма сложны и динамичны.

Психологическая подготовка юных легкоатлетов — одна из сторон учебно-воспитательного процесса в ДЮСШ. Конечной ее целью явля­ется формирование и совершенствование значимых для спорта свойств личности путем изменения системы отношений спортсмена, определяю­щих успех спортивной тренировки и соревнования.

Формирование психических качеств спортсмена может быть наибо­лее эффективным в подростковом и юношеском возрасте. Психологи­ческую подготовку принято делить на общую и специальную (непосред­ственная подготовка к конкретному соревнованию).

В занятиях с юными спортсменами на первое место ставится об­щая психологическая подготовка.

Основные задачи этого вида под­готовки:

  1. Развивать и совершенствовать у юных спортсменов психические функции и качества, необходимые для успешных занятий избранным видом спорта.
  2. Осуществлять общую психологическую подготовку в про­цессе тренировок параллельно с технической и тактической под­готовкой.
  3. Формировать у занимающихся интерес к занятиям легкой атлети­кой, правильную мотивацию, общие нравственные и специальные мо­рально-психологические черты характера.
  4. Вырабатывать эмоциональную устойчивость к различным усло­виям обитания и тренировки, к условиям соревнований.
  5. Формировать и закреплять соответствующие отношения, состав­ляющие основу спортивного характера: а) влияние внешних воздей­ствий, б) с тренером, в) родителями, г) с психологом и др. как в процессе воспитания, так и под влиянием самоорганизации и самомобилизации, т. е. в процессе самовоспитания юного спортсмена.

Известно, что у школьников 11-15 лет существенно изменяются пси­хические процессы. Происходит качественный сдвиг в развитии само­сознания. Стремление к взрослости и самостоятельности, критическое отношение к окружающим, умение подчиняться нормам коллективной жизни определяют все другие особенности. У детей и подростков меня­ется поведение, направленность активности и т. д. Краткая характери­стика подросткового периода дана в табл. 25.

Основным средством специализированного развития волевых ка­честв юных легкоатлетов является систематическое выполнение физи­ческих упражнения, требующих проявления специфических для данно­го вида спорта качеств.

Цель психологической подготовки — достижение оптимального при­способления спортсмена и его психики к физическим, эмоциональным и другим нагрузкам.

К принципам психологической подготовки относятся:

  • идейность;
  • моделирование;
  • нарастание и видоизменение нагрузки;
  • регулировка психических напряжений;
  • индивидуальный подход.

С целью формирования личности спортсмена психическую подготов­ку разделяют на три составные части — идейную, моральную и волевую. Причем эти части осуществляют в каждом тренировочном занятии пу­тем сочетания методов обучения, воспитания и организации.
Идейная подготовка направлена на формирование характера, пат­риотизма, развитие интеллекта, повышение культурного уровня спорт­смена. Воспитание спортивного трудолюбия и делового стиля органи­зации занятий является решающим в тренировочном процессе юных легкоатлетов.

В процессе занятий предоставляется возможность для воспитания дисциплины, коллективизма, товарищества, патриотизма, трудолюбия и других нравственных качеств.

Моральная подготовка направлена на формирование общественных качеств спортсмена, необходимых для победы над соперником, но прежде всего над самим собой.

В учебно-тренировочных занятиях основными методами моральной подготовки являются убеждение, разъяснение и наглядность, воспита­ние на примерах мировых рекордсменов, олимпийских чемпионов.
Основой моральной подготовки является чувство ответственности, самоотверженности, добросовестности, искренности.

Волевая подготовка направлена главным образом на преодоление возрастающих трудностей как на тренировке, так и на соревнованиях.
Далее несколько подробнее охарактеризуем этот подраздел.

Практической основой методики волевой подготовки служат следу­ющие факторы:

  1. Регулярная обязательная реализация тренировочной программы и соревновательных установок. Успех возможен лишь в том случае, если спортсмен четко осознает задачи избранного вида спорта (конк­ретно легкой атлетики), понимает, что достижение высокого спортив­ного результата невозможно без преодоления больших трудностей. Не менее важна вера в тренера, правильность избранной методики, реаль­ность выполнения поставленных задач с учетом этапа спортивной под­готовки.
  2. Системное введение дополнительных трудностей. При этом при­меняются различные приемы. Так, к примеру, при проведении занятий в усложненных условиях учащиеся должны знать, что занятия состоятся при любой погоде. Лишь в случае сильного дождя или мороза они не­сколько изменяются по содержанию. Иногда тренировки можно прово­дить в присутствии зрителей, гостей или просто на фоне создаваемых шумов или музыки. Т. е. имеет смысл вводить сбивающие сенсорно-эмоциональные факторы, а также усложнение соревновательных воз­действий и увеличение степени риска. При выполнении упражнений нужно учить занимающихся концент­рировать свое внимание, сосредотачиваться на предстоящем упражне­нии. Особенно полезны в этом отношении прыжки в длину и высоту с места, прыжки на возвышенность, бег с низкого старта. Эти упражне­ния способствуют концентрации внимания на одной задаче — мгновен­но, с большим усилием оттолкнуться, быстро взять старт. Следует прак­тиковать разнообразные прыжки через канавы, изгороди. Элемент рис­ка в таких случаях вынуждает проделывать упражнения более энергично.
  3. Использование соревнований и соревновательного метода. Здесь может использоваться ряд методических приемов, например, соревно­вания с установкой:
    а) на количественную сторону выполнения задания;
    б) на качественную сторону выполнения задания;
    в) соревнования в усложненных и непривычных условиях. Во время соревнований тренеру не следует подсказывать юному спортсмену, так как подсказки нарушают сосредоточенность, отвлека­ют от анализа ситуации и мешают самостоятельно принимать решения. Тем более нельзя систематически применять советы-подсказки, которые тормозят личную инициативу спортсмена. Поэтому в тех случаях, ког­да спортсмену приходится выступать в отсутствие тренера, он иногда «теряется». Подсказки тренера могут быть полезны лишь в определен­ных, критических ситуациях соревнования. В таких случаях тренер дол­жен давать команды, направленные на мгновенное исправление ошиб­ки или быструю мобилизацию всех сил. Так, бегуну могут быть даны такие команды: «работай руками», «терпи», «быстрее» и т.п. Необхо­димо, чтобы юные легкоатлеты регулярно участвовали в различных соревнованиях (даже не в своем виде спорта) и систематически исполь­зовали соревновательный метод при организации тренировочных заня­тий.
  4. Последовательное усиление функции самовоспитания. Оно основа­но на самосознании, осмыслении спортсменом сути своей деятельности. Л.П. Матвеев (1977) предлагает учитывать следующие компоненты:

а) неотступное соблюдение общего режима жизни;
б) самоубеждение и самопринуждение к выполнению тренировочной программы;
в) саморегуляция эмоций, психического и общего состояния посред­ством аутогенных и других методов и приемов;
г) постоянный самоконтроль.

На учебно-тренировочных занятиях полезно обучать спортсменов «самоприказывать». Приказ самому себе имеет такую же силу, как при­каз тренера. Юных легкоатлет должен понимать, что на соревнованиях на него смотрят зрители, друзья по команде, ждут его решений и оцени­вают его действия. Судьба его команды в какой-то мере решается им.

Известно, что на соревнованиях побеждает тот, кто умеет заставить себя в нужный момент мобилизовать все силы, дать себе «приказ» не отступать перед трудностями.

Спортсмен должен быть терпеливым. Осо­бенно это относится к бегунам. Поэтому полезно, чтобы при трениров­ках на выносливость «самоприказ» отдавался вслух: «добегу», «закон­чу дистанцию». При прыжках и метании большую роль в выполнении самоприказа играет предварительная настройка, т. е. умение собраться, сосредоточить внимание на предстоящем действии.

Воспитывать волю нужно не только для того, чтобы выиграть, но и для того, чтобы стойко переносить поражения. В случае выигрыша спортсмен должен сохра­нять спокойствие и оставаться скромным, обычным. В случае пораже­ния он также должен быть спокойным, мужественным, верить в свои силы.

Особенно остро переживают неудачи подростки. Девушки могут заплакать, а юноши, наоборот, внешне стараются показать, что проиг­рыш им безразличен. Чаще всего они ссылаются на всякие случайности. Поэтому юных легкоатлетов необходимо учить трезво и спокойно оце­нивать свои результаты, а главное — делать правильные выводы.

Тренер должен знать и помнить, что к числу главных средств и мето­дов психологической подготовки относятся беседы, убеждения, педаго­гическое внушение, методы моделирования соревновательной ситуа­ции через игру. В программу занятий следует вводить ситуации, требу­ющие преодоления трудностей (ситуации преодоления страха, волнения, неприятных ощущений и т. д.). Используя их в тренировочном процессе, необходимо соблюдать постепенность и осторожность. В этих ситуаци­ях перед юными спортсменами, как правило, не ставятся задачи прояв­лять предельные мобилизационные возможности.

В процессе психологической подготовки вырабатывается также эмо­циональная устойчивость к различным условиям обитания и трениров­ки, к условиям соревнований.

Психолого-педагогическими методами словесного воздействия яв­ляются: разъяснения, советы, похвала, требования, критика, одобре­ние, осуждение, внушение, примеры авторитетных людей и др.
В случае неудачи одобряющее слово преподавателя, сказанное уме­ло и тактично, может ликвидировать у молодого спортсмена неприят­ный осадок.

Подбор средств и методов регуляции эмоционального состояния юных спортсменов должен осуществляться в соответствии с их индиви­дуальными особенностями (проявлением силы, подвижности нервной системы, уровнем эмоциональной возбудимости, характером зритель­ных, мышечно-двигательных представлений, возрастом, подготовлен­ностью и др.).

Рассматривая вопросы, связанные с волевой подготовкой, важно указать юным спортсменам на то, что воля не развивается сама по себе, волю надо развивать и закалять с раннего детства, направленно форми­ровать все волевые качества, особенно те, которые определяют успех в избранном виде спорта, постоянно заниматься самовоспитанием воли. Необходимо подчеркнуть, что волевая подготовка тесно связана и во многом зависит от политического воспитания спортсмена.


7. ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Неотъемлемой составной частью каждого плана тренировки долж­но быть использование средств восстановления. Все многочисленные средства восстановления подразделяются на три группы: педагогичес­кие, психологические, медико-биологические.

Педагогические средства восстановления.

Наиболее естественными из всех используемых являются педагоги­ческие средства восстановления. Применение этих средств предполага­ет как использование отдельных упражнений (бег трусцой, ходьба, пла­вание, упражнения на гибкость, расслабление и пр.), так и грамотное построение тренировки в занятии, микро-, мезо- и макроциклах. О пра­вильном использовании педагогических средств можно говорить тогда, когда у спортсмена после серии занятий отмечается нарастание трени­рованности и повышение работоспособности за счет выполнения на­грузки и накопления энергетических ресурсов. Этого можно достичь лишь умелым сочетанием различных по характеру и величине нагрузок с интервалами восстановления, обеспечиваемого переключением на дру­гой вид деятельности или варьированием параметров работы. Ускоре­нию течения восстановительных процессов у легкоатлетов способству­ют упражнения ОФП, выполняемые в конце тренировки. В микроцикле тренировки утомление у занимающихся быстрее накапливается при та­кой схеме построения, когда в смежных днях недели планируется одина­ковая по направленности работа, например: понедельник — развитие скоростных качеств, вторник — развитие скоростных качеств.

Для по­вышения работоспособности спринтеров при построении микроциклов необходимо наряду с повышением нагрузки планировать и ее снижение в середине или конце недели. Аналогичным образом в мезоциклах тре­нировки наряду с возрастанием нагрузки в одном-трех микроциклах нуж­но предусматривать ее снижение в разгрузочном микроцикле.

Педагогические средства восстановления являются основными, по­скольку нерациональное планирование тренировки невозможно воспол­нить воздействием любых психологических, медико-биологических средств, какими бы эффективными они ни были.

Особое значение оптимальное построение тренировочного процесса с обеспечением восстановления естественным путем имеет в группах начальной подготовки. Здесь главными средствами тренировки долж­ны быть специально подобранные подвижные игры, эстафеты, спортив­ные игры по упрощенным правилам, скоростные упражнения, выполня­емые в игровой или соревновательной форме.

В тренировочных группах и группах совершенствования спортивного мастерства большинством тренеров с целью восстановления успешно используются такие упражнения, как бег трусцой, ходьба, плавание.

Значительно реже применяются упражнения на расслабление. А ведь их выполнение не только ускоряет течение восстановительных процессов, но и помогает обучить спринтера произвольному управлению нервно-мышечной системой, повысить скорость расслабления мышц и избавить­ся от излишней напряженности во время бега, особенно на соревновани­ях.

Только овладев этим искусством, можно рассчитывать на достиже­ние вершин спортивного мастерства. Отметим, что в 1972 году изо всех обследованных спринтеров высшего класса самую высокую скорость произвольного расслабления мышц имел В. Борзов.

Психологические средства восстановления.

К психологическим средствам относятся:

  • аутогенная тренировка;
  • психопрофилактика;
  • психомышечная тренировка, внушение, мышечная релаксация, сон, отдых;
  • психорегулирующая тренировка, активизирующая терапия, спе­циально отвлекающие факторы, интенсивный индивидуальный или кол­лективный отдых, исключение отрицательных эмоций.

Применение психологических средств позволяет снизить уровень нервно-психического напряжения и уменьшить психическое утомление. Методика их использования, описанная во многих источниках, базиру­ется на самовнушении, благодаря которому спортсмен приводит себя в состояние дремоты с ощущением тепла, расслаблением мускулатуры, регулированием деятельности вегетативной нервной системы.

Психологические средства восстановления применяются в учебно-тренировочных группах, и особенно в группах спортивного совершенст­вования. В группах начальной подготовки психологическое восстано­вление достигается построением занятий в игровой форме, по схеме кру­говой тренировки, частой сменой разнообразных упражнений.

Медико-биологические средства восстановления.

Медико-биологические средства восстановления включают: рацио­нальное питание (сюда входят специальные питательные смеси), вита­минизацию, массаж и его разновидности (ручной, вибро-, гидро-, баро-массаж), спортивные растирки, гидро- и бальнеопроцедуры, физиотера­пию, курортотерапию, фармакологические и растительные средства.

При планировании использования восстановительных средств необ­ходимо учитывать, что течение процессов восстановления обусловлено как направленностью тренировочной работы, так и объемом и интен­сивностью нагрузок в занятии, микро- и мезоцикле тренировки, часто­той участия в соревнованиях. Характер восстановления зависит от воз­раста, состояния здоровья спортсмена в данный момент, уровня его под­готовленности, влияния внешней среды.

В связи с этим выбор восстановительных средств в том или ином случае должен быть индивидуальным для каждого легкоатлета.
Охарактеризуем основные медико-биологические средства восста­новления.

Главным средством восстановления и повышения работоспо­собности спортсменов является питание. Его значение трудно переоце­нить еще и потому, что период пребывания в ДЮСШ совпадает с формированием всех органов и систем растущего организма детей, подрост­ков, юношей. Между тем, как показывает практика, проблеме питания зачастую не уделяется должного внимания ни самими занимающимися, ни тренерами.

Питание выполняет в организме энергетическую и пластическую функции. Энергетическая функция питания заключается в том, что при окислении кислородом содержащихся в пище жиров и углеводов выде­ляется энергия, используемая для мышечной деятельности. Пластичес­кая функция состоит в использовании поступающих с пищей белков для построения и восстановления мышц, сухожилий и других тканей, кото­рые разрушаются в процессе работы. Особое значение продукты, со­держащие белковые вещества, необходимые для пластических целей, имеют в период роста.


8. МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

Медико-биологический контроль направлен на оценку состояния здоровья, определение физического развития и биологического возрас­та юного спортсмена, уровня его функциональной подготовки.

Основ­ным в комплексном врачебно-биологическом контроле является углуб­ленное медицинское обследование, тестирование физической работо­способности в лабораторных и естественных условиях, определение специальной тренированности и оценка воздействия тренировочных нагрузок на юного спортсмена.

Содержание медико-биологического контроля имеет свои особенности в зависимости от специфики спортив­ной деятельности. В скоростно-силовых видах спорта, в частности в беге на короткие дистанции, комплексный контроль предусматривает исследование морфофункциональных признаков, особенностей высшей нервной деятельности и уровня проявления личностных качеств, опре­деление координационных способностей, физической и технической под­готовленности спортсменов.

Врачебный контроль юных спортсменов осуществляется силами вра­чей общеобразовательных школ, ДЮСШ, СДЮШОР, училищ олим­пийской подготовки и лечебно-профилактических учреждений в тесном контакте с тренерско-преподавательским коллективом. Врачебный конт­роль является составной частью общего учебно-тренировочного плана подготовки юных спортсменов.

Главная особенность врачебного обследования юных спортсменов -комплексный подход, направленный на изучение целостной деятельнос­ти организма, обуславливающий его приспособляемость к физическому напряжению. При этом методы исследования подбираются с таким рас­четом, чтобы как можно полнее охарактеризовать все системы организ­ма и выявить уровень функциональных возможностей.

Существуют следующие виды медицинского обследования: углуб­ленное, этапное, текущее и оперативное.

Углубленное медицинское обследование юные спортсмены прохо­дят 2 раза в год (в начале и в конце учебного года).

Этап начальной спортивной специализации в беге на короткие дис­танции начинается в 12-13 лет. В этом возрасте чаще возникают пере­утомления и перенапряжения при несоответствии нагрузок возможнос­тям спортсменов. Это определяет и тактику врачебного контроля на этапе начальной спортивной специализации. По-прежнему ведутся тщатель­ные наблюдения за состоянием здоровья и за текущей заболеваемостью. Спортсмены 2 раза в год проходят диспансеризацию на базе врачебно-физкультурного диспансера.

При исследовании физического развития определяется биологический возраст, выявляется его соответствие паспортному возрасту и нормати­вам для возрастно-половой группы данного географического района. Биологический возраст в большей степени определяет уровень физичес­кого развития, чем паспортный. С темпами полового созревания тесно связаны показатели физической подготовленности и работоспособности.

Для определения физической работоспособности в условиях кабине­та используются различные модели физических нагрузок. Наиболее рас­пространено определение работоспособности по тесту PWC170.
Заключение по результатам углубленного обследования составля­ется с учетом всех использованных методов. При этом возраст является основополагающим фактором при анализе и оценке многообразного комплекса анатомо-физиологических показателей. Полученные данные суммируются и обобщаются.

Заключение должно содержать: оценку состояния здоровья, оценку физического развития, биологический возраст и его соответствие пас­портному, уровень функционального состояния, рекомендации по ле­чебно-профилактическим и восстановительным мероприятиям, рекомен­дации по тренировочному режиму.

Этапное обследование проводится в сроки основных периодов го­дичного тренировочного цикла. Кроме обследования в лабораторных условиях исследования ведутся в процессе тренировки. При этом ста­вится задача оценить состояние здоровья, изучить динамику трениро­ванности и переносимость тренировочных нагрузок. Дополнительные осмотры юных бегунов на короткие дистанции приурочиваются к концу мезоцикла. Они обязательно включают фун­кциональные пробы сердечно-сосудистой системы и инструменталь­ные методы исследования. В этапном врачебном обследовании боль­шое значение придается определению динамики специальной трени­рованности. Особенно это относится к этапу углубленной тренировки в избранном виде спорта. Динамические наблюдения проводятся в одинаковых условиях. Этому требованию удовлетворяет методика повторных нагрузок. При их использовании соблюдается ряд мето­дических требований: нагрузки должны быть специфичными для дан­ного вида спорта; каждая из повторных нагрузок выполняется с мак­симальной интенсивностью, а между нагрузками регистрируются ме­дико-биологические показатели; точно учитывается интенсивность и продолжительность выполнения нагрузки (секунды, метры, баллы и т. д.); сопоставляются педагогические критерии и медико-биологические показатели. Повторные нагрузки для определения специальной тре­нированности сохраняются идентичными на различных этапах го­дичного цикла.

Текущий контроль проводится по заранее намеченному плану, либо после того, как спортсмен приступил к тренировкам после перенесенно­го заболевания, либо по заявке тренера. Его цель — выявить, как спорт­смен переносит максимальные тренировочные нагрузки (одно трениро­вочное занятие, недельный цикл и т. д.). Методы исследования зависят от возможностей медицинских работников и наличия аппаратуры. Ми­нимальный комплекс включает измерение частоты сердечных сокраще­ний, артериального давления, электрокардиограмму, проверку адапта­ции к дополнительной нагрузке.

На этапе начальной спортивной специализации текущий контроль осуществляется простыми методами для охвата наибольшего количе­ства занимающихся. В этом случае врач проводит на занятиях наблюде­ния за внешним видом учащихся, который дает представление о степени утомления, проводит хронометраж занятий, изучает физиологическую кривую тренировки, при необходимости проводит индивидуальные на­блюдения за отдельными спортсменами, используя при этом легкодос­тупные, необременительные методы исследования. Врач и тренер со­вместно анализируют тренировочные нагрузки и находят их оптималь­ную дозировку. До и после занятий исследуется частота сердечных сокращений, артериальное давление, жизненная емкость легких, динамо­метрия.

На этапе углубленной тренировки в избранном виде спорта особое значение приобретает оценка воздействия тренировочных нагрузок на юных спортсменов методом повторных нагрузок, а также изучение динамики специальной тренированности. Необходимо вести строгое на­блюдение за процессом восстановления после больших и максимальных тренировочных и специфических соревновательных нагрузок.

Оценка результатов обследования должна содержать медицинское заключение о состоянии здоровья, физическом развитии, биологичес­ком возрасте, функциональной подготовленности и специальной трени­рованности. В зависимости от этапа многолетней подготовки содержа­ние медицинского заключения должно включать или все параметры, или только часть из них.

Оценка состояния здоровья. К занятиям спортом допускаются лишь дети и подростки, отнесенные к основной медицинской группе. В эту группу входят лица, не имеющие отклонений в состоянии здоровья, фи­зическом развитии и функциональной подготовленности, а также имею­щие незначительные, чаще функциональные, отклонения, но не отстаю­щие по своему физическому развитию и функциональной подготовлен­ности.

Оценка физического развития проводится с учетом полового созре­вания, так как биологический возраст в большей степени определяет показатели физической подготовленности и работоспособности, а так­же темпы их развития.

При оценке функционального состояния прежде всего анализируют данные, полученные в состоянии покоя, по отношению к возрастным нормам (ЧСС, артериальное давление, электрокардиограмма и др.) или к должным величинам (жизненная емкость легких, максимальная венти­ляция легких и др.).

При оценке функциональной подготовленности ориентируются на показатели работоспособности в тестирующих нагрузках. В практике врачебного контроля юных спортсменов количественное определение физической работоспособности при пульсе 170 уд./мин проводится почти на всех этапах многолетней подготовки.

Определение специальной тренированности. Динамика специальной тренированности изучается методом повторных нагрузок. Оценка дает­ся с учетом результатов проделанной работы и степени сдвигов в функ­циональных показателях. По изменению биохимических показателей можно судить о направленности тренировочных занятий и тем самым управлять тренировочным процессом.

Результаты обследования спортсменов заносятся в протоколы, и на их основе дается заключение о переносимости тренировочной нагрузки. В заключении указывается, какое воздействие оказывает проведенное занятие, соответствует ли нагрузка периоду подготовки, дается оценка уровня функциональных возможностей, вносится коррекция в планы тренировок. В заключение следует отметить, что наличие медико-биологичес­ких данных на каждого спортсмена позволит своевременно вносить коррекцию в процесс тренировки бегунов на короткие дистанции, что будет способствовать повышению качества учебно-тренировочного процесса.


9. ИНСТРУКТОРСКАЯ И СУДЕЙСКАЯ ПРАКТИКА

Привитие инструкторских и судейских навыков желательно начи­нать с первого года обучения в учебно-тренировочных группах, исполь­зуя для этого практические занятия, семинары, беседы, самостоятель­ное изучение литературы. Такая работа проводится в единстве с теоре­тической подготовкой (см. раздел «Теоретическая подготовка»). На первом году обучения в учебно-тренировочных группах занимающиеся должны уметь построить группу, отдать рапорт преподавателю, знать и уметь выполнять специальные беговые упражнения, знать места распо­ложения в манеже или на стадионе отметок для пробегания отрезков 30, 40,50,60,80,90,100,120, 150 ми т. д., соблюдать порядок движения на дорожках, технику безопасности в секторах для толкания ядра и прыж­ков. На каждое занятие назначается дежурный по группе, в обязанности которого входит подготовка мест занятий, получение и проверка необ­ходимого инвентаря, оборудования и сдача его после окончания заня­тия.

На втором году обучения у занимающихся должно быть сформиро­вано в общих чертах представление о технике низкого старта и бега по дистанции. Тренеру следует постоянно побуждать юных спринтеров к самоанализу движений во время любых беговых нагрузок, оценке тех­ники выполнения упражнений товарищами по группе. В группе посте­пенно необходимо создавать такую обстановку, при которой выявлять и исправлять ошибки в специальных, прыжковых упражнениях, упраж­нениях со штангой, ядром, барьерном и гладком беге будут не только тренер, но и сами занимающиеся. В ходе тренировочных занятий, давая старты и отмашку при беге с хода друг другу, спортсмены приобретают навыки, необходимые стартеру и судье на финише.

На третьем году обучения в учебно-тренировочных группах занима­ющиеся должны периодически привлекаться тренером в качестве по­мощников при проведении разминки и основной части тренировки со спортсменами более младших возрастов. Определенная помощь трене­ру ими может быть оказана и при проведении тестирования новичков во время отбора в группы начальной подготовки. По ходу тренировочных занятий, на семинарах, по итогам участия в соревнованиях спортсмены продолжают изучение правил соревнований по легкой атлетике. Большое значение для формирования инструкторских и судейских навыков в этот период имеет участие в организации и проведении соревнований школьников в качестве судьи, помощника старшего судьи по награжде­нию, помощника стартера и пр.

На четвертом году обучения в учебно-тренировочных группах спорт­смены должны уметь .подбирать комплексы упражнений для разминки и самостоятельно проводить ее по заданию тренера, правильно демонст­рировать технику бега и некоторых других видов легкой атлетики, за­мечать и исправлять ошибки при выполнении упражнений другими за­нимающимися, помогать тренеру в работе с младшими возрастными группами. Они обязаны знать правила соревнований по бегу, функции стартера, судьи на финише и судьи-секундометриста, уметь вести про­токол соревнований, составлять четвертьфинальные, полуфинальные и финальные забеги. В этих функциях учащимся необходимо набираться опыта судейства на соревнованиях школьников района и города ДЮСШ.

Учащиеся групп спортивного совершенствования 1-3-го годов обу­чения являются помощниками тренера в работе с начинающими спорт­сменами. Они должны уметь самостоятельно провести все тренировоч­ное занятие в группах начальной подготовки или в учебно-тренировоч­ных группах, составив при этом программу тренировки, отвечающую поставленной задаче. Наряду с хорошим показом легкоатлетических упражнений учащиеся обязаны знать и уметь охарактеризовать методи­ческие закономерности развития быстроты, силы, выносливости, объяс­нить, при каком уровне ЧСС следует выполнять работу соответствую­щей направленности. Отметим, что наблюдения за проведением занятий учащимися групп спортивного совершенствования позволяют тренеру выделить из них тех, кто обладает склонностями к педагогической ра­боте и может быть рекомендован для учебы в педагогическом или физ­культурном вузе.
Спортсмены групп спортивного совершенствования должны хоро­шо знать правила соревнований по легкой атлетике и, постоянно участ­вуя в судействе городских и областных соревнований, на третьем году обучения выполнять необходимые требования для присвоения звания инструктора и судьи по спорту.