ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одним из условий качественной подготовки спортивных резер­вов в легкой атлетике является совершенствование учебно-трениро­вочной и воспитательной работы в спортивных школах различных типов. В основу настоящей программы положены нормативно-пра­вовые документы ГКФТ и Минобразования РФ, регулирующие дея­тельность спортивных школ (М., 1995); Единая всероссийская спортивная классификация (ЕВСК), правила соревнований по лег­кой атлетике.

Учебный материал настоящей программы состоит из норматив­ной части, теоретического и практического разделов, охватывает периоды обучения юных метателей в группах начальной подготовки (НП), в учебно-тренировочных группах (ТГ), группах спортивного совершенствования (ГСС) и группах высшего спортивного мастер­ства (ГВСМ) с учетом специализации в виде метания (диск, ядро, копье, молот). Сроки обучения юных спортсменов составляют: в группах НП — 2 года, в ТГ- 4 года, в ГССМ — 3 года. Это позволяет сохранить непрерывность и единую направленность тренировочно­го процесса в многолетней системе спортивной подготовки, целью которой является воспитание всесторонне развитых, высококвали­фицированных спортсменов, способных к достижению высоких спортивных результатов.

На различных этапах подготовки юных спортсменов решаются следующие задачи: укрепление здоровья и разносторонняя физичес­кая подготовка, отбор и углубленная специализация в избранном виде метания, освоение различных по объему и интенсивности тре­нировочных и соревновательных нагрузок, теоретическая подготов­ка.

Для успешного выполнения этих задач необходимо системати­ческое проведение практических и теоретических занятий, осуществление контроля за состоянием здоровья; динамикой функциональ­ных возможностей, технической подготовленностью; использовани­ем комплекса современных восстанавливающих средств.

В программу вошли разделы: учебный план, план-схема годич­ного цикла, контрольно-нормативные требования по годам (этапам) обучения, восстановительные мероприятия, медико-биологический контроль. Раздел «Психологическая подготовка» содержит инфор­мацию о средствах и методах восстановления организма юных спортсменов с учетом специфики видов метания.

План-схема годичного цикла построена с учетом задач периоди­зации спортивной подготовки всех периодов и этапов, включает примерный календарь соревнований. Материал практических заня­тий для ТГ и ГСС представлен в форме тренировочных заданий, направленных как на развитие отдельных физических качеств или их комплекса, так и на обучение или совершенствование техники вида метания. Обучающимся в ГСС предлагаются примерные недельные циклы тренировки для различных этапов годичного цикла с учетом вида метания.

Все разделы учебной программы содержат практические реко­мендации, что позволит тренеру расширить арсенал средств и мето­дов проведения занятий с юными метателями, более творчески под­ходить к тренировочному процессу.


1. Организационно-методические указания

Многолетний процесс подготовки легкоатлетов-метателей со­стоит из нескольких этапов, конечной целью которых является дос­тижение высоких спортивных результатов в оптимальной для каж­дого вида метания возрастной зоне.

Результаты научных исследова­ний, изучение спортивных биографий сильнейших метателей страны и мира свидетельствуют, что оптимальными, специфическими и по­стоянными зонами высших достижений являются: в метании копья у женщин — 20-26 лет, метании диска у мужчин — 24-29 лет, толкании ядра у мужчин — 22-28 лет. В видах метаний: молота, копья, диска (мужчины), в толкании ядра (женщины), возраст достижения выда­ющихся результатов и мировых рекордов находится в диапазоне 20-36 лет.

Средний возраст начала специализации сильнейших метате­лей России и мира — 14,9 года. Средний стаж занятий до выполнения нормы МСМК — 9 лет. Ориентация подготовки юных метателей на эти требования предполагает решение конкретных педагогических задач, соответ­ствующих каждому из этапов многолетнего тренировочного процес­са и возрастным особенностям растущего организма.

На занятиях в группах начальной подготовки, где дальнейшее со­вершенствование предполагает специализацию в легкоатлетических метаниях, решаются следующие основные задачи: укрепление здоро­вья и важнейших функциональных систем организма, гармоничное физическое развитие, разносторонняя физическая подготовлен­ность, овладение основами техники общеразвивающих и специаль­ных упражнений легкоатлетов, элементами техники различных лег­коатлетических дисциплин, привитие интереса к специализации в избранном виде спорта, воспитание волевых качеств и дисциплини­рованности.

Благоприятная возможность для воспитания быстроты, особен­но частоты движений, имеется у детей 9-12 лет. Наиболее эффектив­ными средствами развития качества быстроты в этом возрасте будут подвижные и спортивные игры, быстрый бег, прыжковые упражне­ния, метание легких снарядов как правой, так и левой рукой, выпол­нение упражнений с большей амплитудой и частотой.

Как отмечают специалисты, к достижению 12-летнего возраста можно прогнозировать такие важные для отбора юных метателей показатели, как морфотип, рост, физическая работоспособность.

На этапе начальной подготовки необходимо:

  • приучать занимающихся к возрастающим физическим и пси­хическим нагрузкам;
  • параллельно развивать физические качества и овладевать не­обходимыми двигательными навыками, используя сопряженный ме­тод воздействия.

Следует помнить, что в предпубертатном периоде силовая тре­нировка со значительными отягощениями неэффективна ввиду низ­кого содержания в крови мужских половых гормонов, стимулирую­щих рост мышечной массы.

Для развития силовых качеств рекомендуются упражнения:

  • прыжковой направленности с отягощениями не более 1/3-1/2 веса собственного тела;
  • развития мышц брюшного пресса, спины, стопы.

Для метателей, обучающихся в ТГ (12-16 лет), основными зада­чами являются: укрепление здоровья, разносторонняя физическая подготовка; укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечно­сосудистой и дыхательной систем организма средствами ОФП и СФП, развитие скоростно-силовых и силовых качеств, специальной быстроты, координации, ловкости; обучение и совершенствование видов метаний и других видов легкой атлетики; приобретение со­ревновательного опыта и теоретических знаний об особенностях тренировок в метании.

В процессе подготовки метателей ГССМ (16-19 лет) предусмат­риваются следующие задачи: дальнейшее укрепление здоровья; по­вышение функциональных возможностей организма; дальнейший рост уровня ведущих в каждой специализации физических качеств; совершенствование техники избранного вида метаний (ритмо-темповая структура, внутри- и межмышечная координация); расшире­ние знаний по теории спортивной тренировки, изучение опыта под­готовки сильнейших российских и зарубежных метателей; приобре­тение опыта самоконтроля и самоанализа тренировочного процесса; умение анализировать данные спортивного дневника; расширение опыта участия в соревнованиях (правила соревнований), увеличение объема и интенсивности тренировочных нагрузок; воспитание пси­хологической устойчивости в стрессовых ситуациях.

Обучение метателей в ТГ и ГСС охватывает два важных пери­ода, которые согласно существующей физиологической периодиза­ции соответствуют подростковому и юношескому возрасту. Каждый из них характеризуется своими особенностями, знание которых не­обходимо тренеру в ходе подготовки юных спортсменов.

Общие признаки возрастного развития наиболее отражаются в изменениях костной и мышечной систем организма. Так, рост мы­шечных волокон в толщину продолжается до 30-35 лет, тогда как их рост в длину заканчивается после 23-25 лет. Двигательные нервные окончания структурно созревают к 11-13 годам. Максимальные тем­пы роста всего организма человека и отдельных его звеньев отмеча­ются в подростковом возрасте, когда усиливаются окислительные процессы, отмечаются резко выраженные эндокринные сдвиги и процессы полового созревания. В этом возрасте наблюдаются разли­чия в ритме развития тела у девочек и мальчиков. Так, у мальчиков максимальный темп роста тела в длину и мышечной массы отмеча­ется в 13-14 лет, а у девочек — в 11-12 лет. Усиленно растут у подро­стков трубчатые кости конечностей и позвонки. В подростковом возрасте заканчивается окостенение запястья и пястных костей, в то время как в межпозвоночных дисках лишь появляются зоны окосте­нения. Позвоночный столб подростка по-прежнему очень подвижен. Развитие иннервационного аппарата мышц в подростковом возрас­те в основном завершается.

В юношеском возрасте (старшем школьном) проявляются новые особенности роста и развития организма. Кости у юношей и девушек становятся более толстыми и прочными, хотя процесс окостенения еще не завершился. Это не касается лишь длинных костей, окостене­ние которых практически заканчивается к 17-18 годам. В 15-16 лет начинается процесс окостенения верхних и нижних поверхностей позвонков, грудины и ее срастания с ребрами. К 17-18 годам почти заканчивается процесс срастания тазовых костей. В юношеском воз­расте завершается окостенение стопы и кисти. Рост тела в длину у юношей и девушек замедляется, а рост тела и его звеньев в ширину интенсифицируется. Развитие мышечной системы старших школьников происходит за счет роста диаметра мышечных волокон. Мышцы в этот период эластичны, их сократительная и релаксационная способности доста­точно велики, они имеют вполне зрелую нервную регуляцию.

Функциональную зрелость нервно-мышечный аппарат приоб­ретает к 15-19 годам. Так, точность воспроизведения заданного мы­шечного напряжения повышается с 11 до 16 лет. При этом точность повышается при меньшем усилии. Различия в способности диффе­ренцировать мышечное усилие между мальчиками и девочками не обнаружены.

Важной стороной моторики является способность к овладению движениями, что обуславливает успех при обучении и совершенствовании техники видов метаний. Способность управлять разноименно-разнонаправленными движениями рук и ног совершенствуется с 7 до 12 лет с небольшими ускорениями в приросте этого показателя в 9-10 лет.

Оптимальный возрастной период развития способности управ­лять различными временными, силовыми и пространственными ха­рактеристиками движений соответствует 7-12 годам (девочки). Спо­собность к управлению движениями, результативность которых свя­зана со скоростно-силовыми проявлениями, достигает максимума в 13 лет. Развитие точности движений при метании в цель (теннис­ный мяч) повышается у девочек от 7 до 12 лет, затем до 15 лет этот процесс стабилизируется, после чего наблюдается некоторое их по­вышение до 17-18 лет.

Ускоренное развитие скоростных качеств соответствует возрас­ту 10-13 лет. Показатель темпа движений активно прогрессирует в 11-13 и 16-17 лет. Наиболее плодотворны по темпам прироста сле­дующие возрастные периоды: скоростно-силовые качества — от 9-10 до 14-17 лет, общая выносливость — 9-11 и 15-18 лет, абсолютная сила — 14-17 лет, сила мышц нижних конечностей — 10-15 лет, стано­вая сила — 16-18 лет.

Для легкоатлетов 13-17 лет хорошими показателями темпа при­роста результатов в контрольных упражнениях, характеризующих уровень физических качеств, считаются следующие: спринтерский бег (30-60 м) — 9,5-11,0%, прыжковые тесты — 18-20%, бросковые те­сты — 22,5-25,0%, силовые тесты (жим лежа, приседания) — 45-47%, бег на 300 м- 10,5-12,0%.

Возрастные периоды ускоренного развития физических качеств у детей и подростков имеют значительные индивидуальные колеба­ния, связанные с наступлением биологической зрелости и характе­ром тренировочных воздействий.

В процессе многолетней тренировки юных метателей необходи­мо руководствоваться следующими методическими положениями:

  1. Преемственность задач, средств, методов тренировки детей, подростков, юношей (девушек), юниоров и взрослых спортсменов.
  2. Поэтапное увеличение тренировочных и соревновательных нагрузок при постепенном изменении соотношения ОФП и СФП в сторону увеличения последней. Периодическая смена комплексов применяемых средств физической и технической подготовки.
  3. Постоянное совершенствование техники избранного вида ме­тания. Использование облегченных и утяжеленных снарядов.
  4. Комплексное развитие физических качеств на всех этапах многолетней тренировки и преимущественное совершенствование
    ведущих качеств в наиболее благоприятные для них возрастные пе­риоды.
  5. Рациональное построение макро-, мезо-, микроциклов подго­товки спортсменов.
  6.  Учет индивидуальных особенностей адаптации организма к тренировочным воздействиям.

Группы высшего спортивного мастерства формируются на кон­курсной основе из числа наиболее подготовленных спортсменов, имеющих уровень спортивных достижений, соответствующих нор­мативам КМС и МС.

Дальнейшая подготовка метателей на этом этапе осуществляет­ся в соответствии со следующими основными задачами:

  • совершенствование технического мастерства;
  • расширение соревновательного опыта и совершенствование психологической устойчивости при выступлении на главных сорев­нованиях сезона;
  • индивидуализация специальной силовой и специальной скоростно-силовой подготовки;
  • дальнейший рост объема и интенсивности тренировочных воз­действий;
  • системное использование педагогических и медико-биологи­ческих средств восстановления на всех этапах годичного цикла.

2. Нормативная часть

Нормативная часть программы является государственным доку­ментом, в соответствии с которым планируется подготовка спортив­ного резерва в стране, регламентируется работа спортивных школ.

На основе нормативной части программы в спортивных школах раз­рабатываются планы подготовки учебных групп и отдельных спорт­сменов с учетом имеющихся условий, специализации и индивидуаль­ных особенностей занимающихся.

Нормативная часть программы предусматривает преемственность требований в зависимости от уровня общей и специальной подготовленности, года обучения спортсменов-метателей.

Спортивно-оздоровительный этап
Главными задачами на этом этапе подготовки являются: при­влечение детей и подростков к занятиям легкой атлетикой, воспита­ние заинтересованности в систематических занятиях, стремление ос­воить различные дисциплины легкой атлетики, укрепить здоровье, повысить уровень развития физических качеств. Группы формиру­ются из всех желающих в возрасте 9-17 лет, не имеющих отклонений в состоянии здоровья.

Этап начальной подготовки (НП)
В группах начальной подготовки обучение продолжается в тече­ние 2 лет. Допустимый возраст для зачисления в группы — 9-10 лет. Дети овладевают основами техники избранных видов легкой атлетики, продолжают разностороннюю физическую подготовку, выполняют контрольные нормативы, позволяющие зачислить их в учебно-тре­нировочные группы.

Тренировочный этап (этап спортивной специализации))
Формирование учебных групп на этом этапе осуществляется из практически здоровых учащихся, прошедших предварительную под­готовку не менее 1 года и выполнивших примерные нормативы по ОФП и СФП. Перевод па каждый следующий год обучения осуще­ствляется при условии выполнения занимающимися контрольно-пе­реводных нормативов по общей и специальной подготовке. Продол­жительность обучения на этом этапе не превышает 4 лет.

Этап совершенствования спортивного мастерства (ССМ).
Зачисление учащихся в группы совершенствования спортивного мастерства осуществляется с учетом положительной динамики прироста спортивных показателей, роста уровня ОФП и СФП, выполнения нормативов КМС. Возраст спортсменов первого года ГССМ — 16 лет.

Этап высшего спортивного мастерства (ВСМ).
Учебные группы па этом этапе формируются из здоровых уча­щихся, прошедших необходимую многолетнюю подготовку и вы­полнивших нормативы кандидата в мастера спорта и мастера спорта.


3. Методическая часть

Методическая часть программы включает учебный материал по основным видам подготовки, его распределению по годам обучения и в годичном цикле; рекомендуемые объемы тренировочных и соревно­вательных нагрузок и планирование спортивных результатов по го­дам обучения; организацию и проведение педагогического и медико-биологического контроля; содержит практические материалы и мето­дические рекомендации по проведению учебно-тренировочных занятий.

Учебный план

Распределение времени в учебном плане па основные разделы подготовки по годам обучения осуществляется в соответствии с кон­кретными задачами многолетней подготовки.

Тренировочный процесс метателей первых двух лет обучения в ТГ направлен на повышение разносторонней физической и функ­циональной подготовленности, освоение основ техники видов ме­тания, воспитание основных физических качеств, приобретение соревновательного опыта, уточнение спортивной специализации, подготовку и выполнение контрольно-переводных нормативов, при­обретение навыков организации и проведения соревнований.
Для метателей третьего и четвертого годов обучения в ТГ глав­ными задачами являются: совершенствование в технике избранного вида метания, воспитание специальных физических качеств, повы­шение уровня функциональной подготовленности, освоение допусти­мых тренировочных нагрузок, расширение соревновательного опыта.
Спортивная подготовка метателей в ГССМ предусматривает ре­шение следующих задач: совершенствование в технике избранного
вида, воспитание специальных силовых и скоростно-силовых ка­честв, специфической внутримышечной и межмышечной координа­ции движений, освоение возрастающих тренировочных нагрузок, достижение спортивных результатов, характерных для зоны первых больших успехов в конкретной специализации, дальнейшее увеличе­ние соревновательного опыта.

Учебный план подготовки метателей включает следующие раз­делы: ОФП, СФП, спортивно-техническая и теоретическая подго­товка, контрольные и переводные испытания, участие в соревнова­ниях, инструкторская и судейская практика, восстановительные ме­роприятия, медицинское обследование.

Количество часов, отведенных на ОФП метателей 1-4 годов об­учения в ТГ, больше, чем у спортсменов 1-3 годов обучения в ГССМ. Объем времени на СФП увеличивается у метателей 3-го года обучения в ГССМ в сравнении с первым годом на этапе ТГ почти в 10 раз.

Содержание общефизической подготовки метателей на ранних этапах должно обеспечивать возможность целенаправленной спе­циальной и спортивно-технической подготовки в более старшем воз­расте. С этой же целью существенно увеличено время восстанови­тельных мероприятий: с 60 часов в год на этапе учебно-тренировоч­ном до 160 часов в год на этапе спортивного совершенствования.

Примерный учебный план рассчитан на 52 недели годичного цикла, из которых 6 последних недель — на подготовку в условиях спортивно-оздоровительного лагеря.

План-схема годичного цикла подготовки.

Тренировочный процесс метателей строится с учетом общих положений системы подготовки юных спортсменов, традиционной периодизации, существующей в легкой атлетике, специфических осо­бенностей каждой специализации и возрастных особенностей расту­щего организма.

Построение годичного макроцикла в период обучения спорт­сменов в тренировочных группах (ТГ) и группах совершенствования спортив­ного мастерства (ГССМ) должно соответствовать основным задачам каждого из этапов многолетней подготовки.

В первые два года обучения в ТГ (12-14 лет) продолжается выбор дальнейшей специализации в видах метания (диск, ядро, мо­лот, копье), подготовка носит разносторонний характер, спортсме­ны должны овладеть основами всех видов метаний. Большое внимание следует уделить формированию устойчивого интереса к заняти­ям легкоатлетическими метаниями, особенно у девочек. Выполнение этапных нормативных показателей является одним из критериев эф­фективности подготовки и обязательным условием для перевода спортсменов на следующий этап обучения. Для оценки переносимо­сти тренировочных и соревновательных нагрузок необходимо учи­тывать результаты медицинского обследования юных спортсменов.
Для спортсменов 12-14 лет главное место в годич­ном цикле занимает подготовительный период, поэтому подготовка осуществляется на основе одноциклового планирования. Учебные и контрольные соревнования проводятся без специальной к ним под­готовки и в основном в периоды школьных каникул. Продолжитель­ность подготовительного периода составляет 29 недель, соревнова­тельного — 19, а переходного — 4 недели. Подготовка начинается с сентября одновременно с началом учебного процесса в общеобразо­вательной школе. Летний соревновательный период длится до се­редины июня, и следующие 6 недель юные спортсмены проводят в оздоровительном лагере или работают по индивидуальным планам. В первые 2 года занятий объемы тренировочных нагрузок у девочек могут быть такими же, как у мальчиков, а в последующие годы на 7-10% меньше. В 12-13 лет силовая работа со штангой (жимы, рывки, приседания и др.) исключается у девочек всех специализаций и у мальчиков, подготовка которых ориентирована на метание копья. Для развития силовых качеств необходимо использовать упражне­ния с небольшими отягощениями, собственным весом, с преодолени­ем сопротивления партнера, прыжковые упражнения, броски мячей, ядер из различных исходных положений. Для развития силовой вы­носливости целесообразна круговая тренировка. Предлагаемый на­бор средств и объемы нагрузок в них являются минимальными тре­бованиями, что позволит тренеру-преподавателю использовать их как дополнительные, исходя из конкретных условий и задач подго­товки юного метателя.

Основной задачей втягивающего этапа подготовительного пе­риода является постепенное подведение организма юных спортсме­нов к выполнению специфической тренировочной работы, повыше­нию объемов нагрузок. Это осуществляется за счет средств общефи­зической подготовки. В течение 1 и 2 базовых этапов тренировочная работа направлена на: повышение функциональных возможностей основных систем организма; развитие физических качеств; обучение элементам техники метаний, специальным упражнениям метателей
другим видам легкой атлетики; формирование навыка соревнова­тельного упражнения; обучение упражнениям, заимствованным из тяжелой атлетики (рывок, подъем штанги на грудь и др.).
На этапе зимних соревнований и в летний соревновательный пе­риод задачами являются: реализация достигнутого уровня СФП в ус­ловии соревнований, приобретение опыта выступлений в соревнова­ниях, совершенствование физической и технической подготовленно­сти. Задача переходного периода заключается в восстановлении физического потенциала спортсмена и подготовке к очередному макроциклу.

Подготовку метателей 3-4 годов обучения ТГ (14-16 лет) целе­сообразно строить исходя из сдвоенного годичного цикла, включа­ющего два подготовительных, два соревновательных и один пере­ходный периоды. Это позволяет более динамично распре­делить возрастающие объемы тренировочных и соревновательных нагрузок, создает условия для увеличения соревновательной подго­товки в зимний период.

В начале макроцикла (4 недели) решается задача постепенного подведения организма занимающихся к выполнению специальной тренировочной работы, увеличению объемов нагрузок, особенно силовой направленности.

На этапе базовой подготовки (12 недель) обеспечивается повы­шение функциональных возможностей основных систем организма, способствующих дальнейшему росту общей и специальной физичес­кой подготовленности с акцентом на развитие специальных силовых и скоростно-силовых качеств, координационных способностей. Важными задачами являются обучение элементам техники метаний и закрепление относительно устойчивого двигательного навыка, обучение технике других видов легкой атлетики. Увеличение объе­мов силовой нагрузки решает задачи: укрепления мышечных групп всего двигательного аппарата занимающихся, воспитания умений проявлять мышечные усилия динамического и статического характе­ра, формирования способности рационально использовать мышеч­ную силу в различных условиях. Все более значительное место отво­дится специальным силовым упражнениям, избирательно воздей­ствующим на группы мышц, проявлениям наиболее эффективных усилий в избранном виде метаний.

В ходе зимнего соревновательного периода (6 недель) стоят за­дачи:

  • перед юными спортсменами — реализация достигнутого уров­ня специальной физической и технической подготовленности и при­обретения соревновательного опыта;
  • перед тренером — выявление реакции спортсменов на «сбиваю­щие» факторы, определение погрешности техники в условиях сорев­нований. Выявление этих недостатков позволит провести коррек­цию технической подготовки.

Задачами втягивающего этапа второго подготовительного пе­риода являются: восстановление организма спортсмена после пред­шествующих тренировочных и, особенно, соревновательных нагру­зок; достижение более высокого уровня общей работоспособности.

В ходе второго базового этапа (10 недель) необходимо обеспе­чить:

  • увеличение объема средств специальной физической и техни­ческой подготовки, направленной преимущественно на развитие взрывной силы и скоростно-силовых качеств;
  • совершенствование техники метаний;
  • приобретение спортсменами умения распределять усилия при выполнении соревновательного упражнения в условиях возрастаю­щего уровня специальной подготовленности.

На этапе подводящих соревнований (4 недели) задача состоит в устранении мелких недостатков в технике и формировании страте­гии целенаправленной подготовки к основным соревнованиям сезона.

К задачам периода основных соревнований (9 недель) относят­ся: избирательное совершенствование ведущих в каждом виде мета­ний физических качеств, приведение в соответствие временных пара­метров и ритма соревновательного упражнения достигнутому уров­ню физической подготовленности; сохранение спортивной формы и полная реализация уровня специальной физической и технической подготовленности.

Всего за годичный цикл для спортсменов 14-15 и 15-16 лет пла­нируется от 12 до 16 соревнований: 4 учебных, 5 контрольных, 7 ос­новных. В течение переходного периода юным спортсменам необхо­димо восстановление после тренировочных и соревновательных па-грузок (устранение травм, профилактика простудных заболеваний, закаливание и др.) Подготовку к очередному макроциклу желатель­но начать в условиях оздоровительно-спортивного лагеря.

Одним из условий для зачисления в ГССМ является определение дальнейшей спе­циализации в метаниях, поэтому планирование годичной подготовки в этих группах осуществляется исходя из специфики вида метания.

Спортивная подго­товка осуществляется на основе сдвоенного годичного цикла и ха­рактеризуется значительным увеличением объемов и интенсивности тренировочных нагрузок специальной направленности, постепенным (из года в год) снижением объема общефизической подготовки и возрастанием соревновательной практики.

В видах метаний годичный цикл на этапе спортивного совер­шенствования длится с октября по сентябрь следующего календар­ного года. Начинается с втягивающего этапа, который длится 4 не­дели. Основная задача этого этапа — постепенное подведение орга­низма спортсмена к эффективному выполнению специфической тренировочной работы.

Характерной чертой тренировочного процесса в ГССМ является решение задач спортивной подготовки на основе индивидуального подхода к занимающимся: повышение функциональных возможнос­тей основных систем организма; уровня общей и специальной физи­ческой подготовленности с акцентом на развитие специальной и взрывной силы; координационных способностей, скоростно-силовых качеств, совершенствование технического мастерства.

В ходе зимнего соревновательного периода спортсмены должны стремиться реализовать достигнутый уровень специальной физичес­кой и технической подготовленности, приобрести опыт участвуя в 3-4 основных стартах. Второй полуцикл начинается для них с втягива­ющего этапа (2 недели), в котором проводится тренировочная рабо­та, направленная на повышение общей работоспособности.
На этапе первых соревнований (5 недель) метатели устраняют имеющиеся недостатки в технике, настраиваются на достижение за­планированного результата. На период основных соревнований ста­вятся задачи: полной реализации достигнутого уровня специальной физической и технической подготовленности, совершенствования ведущих физических качеств, временных характеристик и ритма со­ревновательного упражнения, сохранения спортивной формы.
Переходный период направлен на восстановление физического и психического утомления, соревновательных нагрузок, подготовку к очередному макроциклу.

Для метателей 3-го года обучения планируется обеспечить в те­чение года до 20 стартов (из них 13-15 основные), 52 часа теорети­ческой подготовки, 160 часов восстановительных мероприятий. Реа­лизация на практике годичных планов подготовки должна обеспечи­вать поступательный рост спортивных результатов юных спортсменов.


4. Контрольно-нормативные требования

Условием эффективной подготовки юных метателей является система педагогического контроля, позволяющая корректировать содержание тренировочного процесса, оценивать действенность применяемого комплекса средств и методов тренировки. Определе­ние на каждом из этапов уровня физической, технической и функци­ональной подготовленности, сопоставление его с нормативными требованиями позволяет индивидуализировать ход подготовки, вы­явить слабые звенья и своевременно устранить недостатки в методи­ке тренировки.

Важное значение имеет подбор контрольных упражнений, по­зволяющих объективно оценить состояние спортсмена, выявить ди­намику его подготовленности. Комплекс тестов должен удовлетво­рять метрологическим требованиям: надежность, информативность, эквивалентность. Упражнения, используемые для контроля состоя­ния метателей, должны быть доступны для учащихся ГНП, ТГ, ГССМ, ГВСМ, занимать минимум времени для выполнения, исклю­чать необходимость использования сложной измерительной аппара­туры. В то же время желательно, чтобы комплекс включал упражне­ния, используемые в качестве контрольных при подготовке высоко­квалифицированных метателей. Это необходимо для многолетних, динамических наблюдений за подготовленностью спортсменов.

Настоящей программой предусмотрено использование в каче­стве контрольных следующих упражнений: бросок ядра назад через голову, бег 30 м с ходу, прыжок в длину с места, тройной прыжок с места, жим штанги лежа, приседание со штангой, рывок штанги, подъем штанги на грудь, метание (толкание) соревновательного сна­ряда.
Все они имеют положительную взаимосвязь со спортивным ре­зультатом в основном виде метаний, соответствуют критериям на­дежности, объективности, информативности, что подтверждено ре­зультатами многочисленных научных исследований.

Проведение этапных контрольных испытаний в ТГ, ГССМ осу­ществляется 4 раза в год: в начале годичного цикла, в конце под­готовительных периодов, в середине летнего соревновательного пе­риода. Четвертое этапное обследование является одновременно и контрольно-переводным испытанием, позволяющим в случае вы­полнения нормативных требований зачислить спортсмена в следую­щую группу обучения. При оценке подготовленности учащихся 1, 2 годов УТГ приоритет отдается общефизической подготовленности, выполнение норматива в спортивном результате является более от­даленной целью.

Контрольное тестирование должно проводиться в ходе 1-го или 2-го тренировочных занятий и не позже, чем за 1,5 недели до сорев­нований (возможно, сразу после соревнований). На основе получен­ных данных вносятся коррективы в программы тренировки. Результаты контрольных испытаний обязательно фиксируются в индивидуальной карте спортсмена и в его личном дневнике.


5. Контрольно-нормативные требования

Условия эффективной подготовки юных метателей является система педагогического контроля, позволяющая корректировать содержание тренировочного процесса, оценивать действенность применяемого комплекса средств и методов тренировки. Определение на каждом их этапов уровня физической, технической и функциональной подготовленности, сопоставление его с нормативными требованиями позволяет индивидуализировать ход подготовки, выявить слабые звенья и своевременно устранить недостатки в методике тренировки.

Важное значение имеет подбор контрольных упражнений, позволяющих объективно оценить состояние спортсмена, выявить динамику его подготовленности. Комплекс тестов должен удовлетворять метрологическим требованиям: надежность, информативность, эквивалентность. Упражнения, используемые для контроля состояния метателей, должны быть доступны для учащихся ГНП, ТГ, ГССМ, ГВСМ, занимать минимум времени для выполнения, исключать необходимость использования сложной измерительной аппаратуры. В то же время желательно, чтобы комплекс включил упражнения, используемые в качестве контрольных при подготовке высококвалифицированных метателей. Это необходимо для многолетних, динамических наблюдений за подготовленностью спортсменов.


6. Программный материал

Теоретическая подготовка.
Практические занятия.
Исходные положения

Рекомендуемый программный материал для метателей групп НП, ТГ, ГССМ включает перечень основных тренировочных средств, методов и режимов их выполнения.

Целостная структура спортивной тренировки юных спортсме­нов характеризуется:

  1. Определенным соотношением различных сторон подготовки (физической, технической, психологической).
  2. Оптимальным соотношением величины нагрузки (объем, ин­тенсивность, направленность, координационная сложность).
  3. Рациональной организацией ведущих звеньев тренировки (пе­риоды, этапы, циклы и т.д.).

Многолетний тренировочный процесс включает следующие структурные элементы:

  1. Тренировочные занятия.
  2. Тренировочные занятия и их части.
  3. Микроциклы.
  4. Мезоциклы.
  5. Макроциклы.
  6. Этапы многолетней тренировки.

Исходным элементом структуры тренировки является трениро­вочное задание, где определенным образом сочетаются варианты работы и отдыха, решающие конкретные педагогические задачи.

Тренировочное задание строится с учетом физиологической направленности упражнения, направлено на достижение долговре­менной приспособительской морфофункциональной перестройки


7. Воспитательная работа

Возрастание роли физической культуры и спорта как средства воспитания детей и подростков обусловливает повышение требова­ний к воспитательной работе в спортивных школах.

Условием ус­пешного осуществления воспитательной работы с юными спортсме­нами является единство воспитательных воздействий. Формирова­ние личности юного спортсмена — итог комплексного влияния многих факторов социальной системы воспитания: семьи, школы, коллектива, педагогов, организаций, осуществляющих воспитатель­ные функции.

Главной задачей в занятиях с юными спортсменами является воспитание моральных качеств: любви к Родине, чувства коллекти­визма, дисциплинированности и трудолюбия. Спортивная деятель­ность предоставляет большие возможности для воспитания всех этих качеств. Ведущее место в формировании нравственного сознания юных спортсменов принадлежит методам убеждения, поощрения, наказания.

В спортивные школы зачастую приходят подростки с уже сло­жившимися нравственными убеждениями, определенным характером. Поэтому тренеру и коллективу, в котором начинается спортивный путь новичка, приходится не только совершенствовать положитель­ные стороны личности, но нередко и перевоспитывать спортсмена.
Важнейшим фактором нравственного воспитания учащихся ДЮСШ и СДЮШОР является спортивный коллектив. Его форми­рование — это сложный педагогический процесс, в котором главная роль принадлежит тренеру. При решении задач сплочения спортив­ного коллектива и воспитания чувства коллективизма целесообраз­но использовать выпуск стенных газет, проведение походов, темати­ческих вечеров, вечеров отдыха и праздников, совместное посещение крупных соревнований.

Действенным способом воспитательного воздействия на спорт­смена является коллективное обсуждение его поведения (в случае если индивидуальная воспитательная работа тренера не достигает цели).
Центральной фигурой во всей воспитательной работе в спорт­школе является тренер-педагог. Эффективная спортивная подготов­ка, всестороннее образование и воспитание юного спортсмена воз­можны лишь в том случае, если тренер постоянно находится в кон­такте со школой, родителями, всеми лицами, оказывающими влияние на развитие личности спортсмена. Для хорошего тренера характерны педагогический талант, строгость, энтузиазм и увлечен­ность делом. От его знаний, мастерства, воли, выдержки, увереннос­ти и такта зависит не только результат тренировки и исход спортив­ного состязания, но и итог всей воспитательной работы.

В целях эффективности воспитания тренеру необходимо обеспе­чить такую организацию и содержание тренировочного процесса, которые постоянно ставили бы перед спортсменами задачи двига­тельного и интеллектуального совершенствования. Так, на ранних этапах многолетней подготовки должна быть обеспечена преимуще­ственная направленность на привитие интереса и преданности виду спорта, на обучение и совершенствование основных двигательных умений и навыков, изучение основ спорта. В дальнейшем следует переориентировать юного спортсмена на работу по совершенствова­нию всех сторон его подготовленности, на преодоление возрастаю­щих трудностей при освоении больших по объему и высоких по ин­тенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок, приобре­тение соревновательного опыта.

Важным разделом воспитательной работы является самовоспи­тание юного спортсмена — его сознательная деятельность, направ­ленная на изменение своей личности. В процессе самовоспитания всегда имеет место самонаблюдение, осуществляемое в единстве с самоанализом, и самооценка личности. Следует обращать внимание на воспитание качеств, необходимых для совершенствования в видах спорта с индивидуальным характером соревновательной деятельно­сти, каковыми являются легкоатлетические метания.

Главной задачей тренера является воспитание у спортсменов волевых качеств, спортивного трудолюбия, целеустремленности, дисциплинированности, активности и инициативности, стойкости, решительности, настойчивости и упорства в достижении цели. Юным спортсменам следует постоянно разъяснять, что без преодо­ления трудностей на тренировке невозможно достигнуть высот спортивного мастерства. С самого начала спортивных занятий необходимо воспитывать способность преодолевать специфические трудности, что достигается систематическим выполнением трениро­вочных заданий, связанных с возрастающими нагрузками.

В процессе тренировочных занятий с юными спортсменами все более важное значение приобретает интеллектуальное (умственное) воспитание, основными задачами которого являются: овладение учащимися специальными знаниями в области теории и методики тренировки, воспитание умения объективно анализировать приоб­ретенный опыт тренировки и выступлений в соревнованиях. Ум­ственному развитию спортсменов способствуют теоретическая под­готовка, которая обязательно должна включать данные об опыте подготовки сильнейших зарубежных спортсменов в данном виде спорта (юноши, взрослые), совместная работа с тренером при со­ставлении индивидуальных планов спортивной подготовки.
Планирование воспитательной работы в спортивной школе дол­жно осуществляться в следующих формах: план воспитательной ра­боты по годам обучения, годовой план воспитательной работы, ка­лендарный (помесячный) план воспитательной работы и план воспи­тательной работы тренера. План должен включать следующие примерные темы бесед с юными спортсменами: спорт и труд; спорт и учеба; о дисциплине, долге, чести; о коллективе, дружбе, товари­ществе; о воле и мужестве; о внешней и внутренней красоте челове­ка; о чести и достоинстве спортсмена.

Учет эффективности (предварительный, текущий, итоговый) воспитательной работы в спортивной школе осуществляется путем педагогических наблюдений, изучения письменных материалов и записей данных учета. С позиций комплексного подхода необходи­мо выявлять следующие стороны воспитанности юного спортсмена: нравственную, эстетическую, активную жизненную позицию. Трудо­вое воспитание должно стать стержнем всей системы воспитания юного спортсмена. Критерием трудовой воспитанности является трудовая активность и высокая сознательность при выполнении любой работы, ее эффективность и качество.


8. Психологическая подготовка

Психологическая подготовка юных спортсменов состоит из об­щепсихологической подготовки (круглогодичной), психологической подготовки к соревнованиям и управления нервно-психическим вос­становлением спортсменов.

Общая психологическая подготовка предусматривает формиро­вание личности спортсмена и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, специализированных психических функ­ций и психомоторных качеств.

Психологическая подготовка к соревнованиям состоит из двух разделов: общая психологическая подготовка к соревнованиям, ко­торая проводится в течение всего года, и специальная психологичес­кая подготовка к выступлению на конкретных соревнованиях.

В ходе общей психологической подготовки к соревнованиям формируется высокий уровень соревновательной мотивации, сорев­новательные черты характера, предсоревновательная и соревнова­тельная эмоциональная устойчивость, способность к самоконтролю и саморегуляции в соревновательной обстановке.

В ходе психологической подготовки к конкретным соревнова­ниям формируется специальная (предсоревновательная) психичес­кая боевая готовность спортсмена перед выступлением, характери­зующаяся уверенностью в своих силах, стремлением к обязательной победе, оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, устой­чивостью к влиянию внутренних и внешних помех, способностью произвольно управлять действиями, эмоциями и поведением, умени­ем немедленно и эффективно выполнять во время выступления дей­ствия и движения, необходимые для победы.

В процессе управления нервно-психическим восстановлением спортсмена снимается нервно-психическое напряжение, восстанавливается психическая работоспособность после тренировок, сорев­новательных нагрузок, развивается способность к самостоятельному восстановлению.

Нервно-психическое восстановление осуществляется с помо­щью словесных воздействий, отдыха, переключения на другие виды деятельности и прочих средств. С этой целью также используются: рациональное сочетание средств ОФП в режиме дня, средства куль­турного отдыха и развлечения, система аутовоздействий.

Средства и методы психолого-педагогических воздействий дол­жны включаться во все этапы и периоды круглогодичной подго­товки.
На занятиях групп начальной подготовки основной упор дела­ется па формирование интереса к спорту, правильной спортивной мотивации, общих нравственных и специальных морально-психоло­гических черт характера юного спортсмена (трудолюбие, дисципли­нированность, ответственность за выполнение плана подготовки и результаты выступления, уважение к тренеру, требовательность к самому себе и др.).

На занятиях учебно-тренировочных групп акцент делается на развитие спортивного интеллекта, способности к саморегуляции, формирование волевых черт характера, развитие оперативного мышления и памяти специализированных восприятий, создание об­щей психической подготовленности к соревнованиям.

На занятиях групп спортивного совершенствования основное внимание в подготовке уделяется совершенствованию волевых черт характера, способности к саморегуляции, специализированных вос­приятий, сложных сенсомоторных реакций и оперативного мышле­ния, формированию специальной предсоревновательной и мобили­зационной готовности, способности к нервно-психическому восста­новлению.

В круглогодичном цикле подготовки должен быть сделан следу­ющий акцент при распределении объектов психолого-педагогичес­ких воздействий.

В подготовительном периоде подготовки выделяются средства и методы психолого-педагогических воздействий, связанные с мо­рально-психологическим просвещением спортсменов, развитием их спортивного интеллекта, разъяснением целей и задач участия в со­ревнованиях, содержанием общей психологической подготовки к соревнованиям, развитием волевых качеств и специализированных восприятий, оптимизацией межличностных отношений и сенсомоторным совершенствованием общей психологической подготовлен­ности.

В соревновательном периоде подготовки упор делается на со­вершенствование эмоциональной устойчивости, свойств внимания, достижение специальной психической готовности к выступлению и мобилизационной готовности в соревнованиях.

В переходном периоде преимущественно используются средства и методы нервно-психического восстановления организма.

В течение всех периодов подготовки применяются методы, спо­собствующие совершенствованию моральных черт характера спорт­смена и приемы психической регуляции.

Разумеется, акцент в распределении средств и методов психоло­гической подготовки в решающей степени зависит от психических особенностей спортсменов, задач их индивидуальной подготовки, направленности тренировочных занятий.


9. Восстановительные мероприятия

Восстановление — процесс борьбы с наступившим в тренировоч­ных занятиях утомлением. Признаком утомления является снижение работоспособности, временное ухудшение функционального состо­яния систем организма. Изменение физиологических функций про­исходит в ЦНС, в органах, тканях и системах.

Для борьбы с наступившим утомлением используют педагоги­ческие, психологические, медико-биологические средства и методы восстановления.

Педагогическая система включает в себя:

  • рацио­нальное планирование тренировки, т.е. соответствующее функцио­нальным возможностям сочетание средств ОФП и СФП, оптималь­ное построение тренировочных и соревновательных микро-, мезо-, макроциклов, волнообразность и вариативность нагрузки, чере­дование средств подготовки, использование неспецифических на­грузок, сочетание работы и отдыха, включение восстановительных циклов;
  • построение отдельного занятия с использованием не­обходимых вспомогательных средств, полноценная индивидуальная разминка, заключительная часть занятия, правильный подбор снаря­дов, включение специальных упражнений для активного отдыха и расслабления.

Представители скоростно-силовых видов в одном занятии в оп­ределенной последовательности используют скоростную, силовую, техническую и скоростно-силовую работу. Например, один из вари­антов построения тренировочного занятия квалифицированных ме­тателей предусматривает следующее чередование средств: специаль­ная разминка, метание снарядов разной массы, силовая нагрузка, метание вспомогательных снарядов, силовая нагрузка, прыжковые упражнения. В месячном цикле тренировки планируется различное чередование больших, средних, малых по объему тренировочных нагрузок недельных циклов. В макроциклах с целью полного восста­новления организма спортсмена предусмотрены переходные перио­ды длительностью 4-6 недель.

Данные научных исследований свидетельствуют, что у метате­лей молота после нагрузки слабой и средней интенсивности (30 брос­ков в одном занятии) восстановление наступает значительно быст­рее, чем после нагрузки максимальной интенсивности.

Одним из условий нормального протекания процессов восста­новления является оптимальное чередование тренировочных заня­тий, различных по направленности, объему, интенсивности, с днями пассивного и активного отдыха. Частые тренировки (2-3 раза в день) при правильном сочетании применяемых упражнений не только положительно влияют на рост спортивных результатов, но способствуют протеканию процессов восстановления и в некоторых случаях даже стимулируют их.

Результаты исследований, проведенные в тяжелой атлетике, по­казали, что после средней тренировочной нагрузки (в весовых кате­гориях 60, 75, 90, 110 кг — объем нагрузки равен 4, 6, 8, 9 тоннам) у тяжелоатлетов I спортивного разряда сила разгибателей голени, предплечья, туловища, сгибателей стопы, кисти полностью восста­навливается «через 12-16 часов. После большой тренировочной на­грузки (в весовых категориях 60,75, 90, 110 кг — соответственно 8, 10, 16, 18 тонн) восстановление силы мелких групп мышц длится 16-17 часов, тогда как для крупных групп мышц восстановительный пери­од составляет 24-28 часов.

В ходе подготовки метателей необходимо учитывать, что:

  1. Восстановление работоспособности верхних конечностей ус­коряется под влиянием динамической и статической работы мышц нижних конечностей.
  2. Чем больше автоматизировано движение верхней конечности (которая утомляется), тем большим будет эффект активного отдыха по сравнению с пассивным.
  3. Движения как правой, так и левой ног одинаково ускоряет восстановление руки.
  4. Восстановление работоспособности утомленной руки проис­ходит тем быстрее, чем выше ритм движения нижних конечностей.

Ведущим звеном в системе борьбы с наступившим утомлением является активный отдых. Одной из форм активного отдыха метате­лей является тренировка симметричных мышц. Метание вспомога­тельных снарядов левой рукой или через левую сторону (для прав­шей) следует рассматривать как средство восстановления и развития необходимых скоростно-силовых качеств; действенными средствами восстановления юных спортсменов являются подвижные игры, крос­совый бег, плавание.

Психологическая система восстановления применяется в сочета­нии с педагогической и медико-биологической и служит для сниже­ния нервно-психической напряженности (психорегулирующие тре­нировки, психотерапия и др.).

Медико-биологическая система восстановления включает в себя:

  1. Физиотерапевтические методы (парная баня, различные виды массажа).
  2. Рациональное питание с использованием препаратов и про­дуктов повышенной биологической ценности.
  3. Использование комплекса фармакологических средств с уче­том требований антидопингового контроля.

В зависимости от степени воздействия нагрузки используются различные восстановительные средства. При восстановлении рабо­тоспособности мышц плечевого пояса целесообразны: ручной мас­саж, вибромассаж, гидромассаж, баромассаж, водно-тепловые про­цедуры.

После больших, глобальных нагрузок — сочетание парной бани с водными процедурами. При выполнении интенсивных упраж­нений — контрастные водные ванны и спокойное лежание в теплом бассейне (ванне).

Для повышения работоспособности перед повторной трениров­кой эффективно сочетание парной бани с холодными водными про­цедурами (температура воды 12-15°). При длительности перерывов свыше 12-16 часов рекомендуется парная и душ (ванна) с температу­рой 36-37°.

Контрастный душ в течение 5-7 мин — хорошее средство восста­новления при следующей методике применения: 1 мин — горячая вода (37-36°), затем 5-10 с. — холодная вода (12-15°) и т.д.

Спортивный массаж назначается для быстрого восстановления работоспособности, сохранения достигнутого уровня тренирован­ности. Его продолжительность зависит от веса тела массируемого спортсмена.

Баня как средство восстановления спортивной работоспособно­сти используется в перерыве между утренней и вечерней тренировка­ми. С этой целью удобно пользоваться сауной с температурой возду­ха 100-120°, делая не более 3 заходов по 5-7 мин. После каждого выхода из парной следует принять холодный душ или ванну с темпе­ратурой воды 13-15° в течение 20-40 с, а затем душ или ванну с тем­пературой 37-39° в течение 1,5-2,0 мин. Далее спортсмен вновь идет под холодный душ в течение 10-15 с, снова принимает горячий душ (ванну) около 1 мин. После процедуры полезно посидеть в пред­баннике 5-7 мин.

После вечерней тренировки или соревнования также можно пользоваться этой методикой (если на другой день предстоит физи­ческая нагрузка). После проведенной большой и объемной работы с последующим днем отдыха, а также во время перерывов между тре­нировками и соревнованиями свыше 20 часов используется иная ме­тодика. В сауну спортсмен заходит 3-4 раза по 5-7 мин при темпе­ратуре 100-120°. После каждого захода рекомендуется кратковре­менный холодный душ или ванна 10-15 с, с последующим теплым душем продолжительностью до 2,5-3,0 мин. Время отдыха между заходами увеличивается до 7-10 мин, а температура воды в ванне достигает 30°.

Правильно организованное питание повышает эффективность тренировки, обусловливает высокую работоспособность, ускоряет течение восстановительных процессов. Калорийность и состав су­точного рациона для легкоатлетов-метателей (по Л.Н. Яковлеву) со­ставляет: белки — 2,4-2,5 г; жиры — 1,7-1,9 г; углеводы — 9,5-10 г; ккал — 65-70. Суточная потребность спортсменов 14-17 лет в мине­ральных элементах (в г) составляет: фосфор — 3; кальций — 1,6; маг­ний — 0,3; калий — 3; железо — 10; хлористый натрий — 10-15. Высокая интенсивность обмена веществ у спортсменов требует повышения суточной нормы витаминов.

В период интенсивных тренировок целесообразно принимать витамины в виде полноценных комплексов («Ундевит», «Декамевит») по 1-2 драже 2-3 раза в день во время еды. Для нормализации окислительно-восстановительных процессов рекомендуется прини­мать дополнительно аскорбиновую кислоту в дозе 100-150 мг. При проведении тренировочных сборов, особенно в весенний период, целесообразно проводить комплексную витаминизацию для насыще­ния организма витаминами: в течение 5-7 дней дополнительный ежедневный прием 4-5 штук поливитаминного драже.

Таблица 1
Суточная потребность спортсменов в витаминах (в мг)

WP Table Builder

Соотношение продуктов питания в суточном рационе для пред­ставителей скоростно-силовых видов легкой атлетики представлено в табл. 2.

Таблица 2
Норма потребления основных продуктов питания в суточном рационе легкоатлетов (М. Залесский, 1982)

WP Table Builder

Рациональное питание предусматривает четырехразовый прием пищи в течение суток. При этом перерывы между отдельными при­емами не должны превышать 5 часов. Нельзя принимать пищу не­посредственно перед тренировкой или соревнованиями между приемом пищи и тренировкой должен соблюдаться 2-3-часовой интер­вал, необходимый для переваривания пищи.

Прием пищи следует производить не ранее, чем через 25-30 мин по окончании физических нагрузок.

Питание спортсменов после соревнований не должно быть чрез­мерно обильным, но включать разнообразные высококалорийные продукты. Пить много жидкости не рекомендуется.

После соревнований у спортсменов часто наблюдается наруше­ние сна. В этом случае на следующий день после соревнований по­лезно попариться и принять массаж. Возможно назначение медика­ментозного лечения в сочетании с психорегулирующей тренировкой.
Фармакологические средства восстановления используются в крайних случаях (состояние перетренировки) и под наблюдением врача.


9. Медико-биологический контроль

Физическое развитие человека изменяется в течение его жизни постоянно, но неравномерно. Наибольшие количественные сдвиги наблюдаются в детском, подростковом и юношеском возрасте. Оценка физического развития спортсмена дается по описательным признакам результатов антропометрических измерений. При наруж­ном осмотре обращают внимание на особенности телосложения об­следуемого, его осанку, пропорции тела, окраску, упругость и пиг­ментацию кожных покровов и слизистых оболочек, жироотложение, состояние лимфатических узлов, мускулатуру, особенности строения грудной клетки, спины, позвоночника, ног, развитие вторичных по­ловых признаков. Антропометрические измерения проводятся по принятой унифицированной методике, утром, натощак или после легкого завтрака. К числу основных признаков физического разви­тия относятся рост, вес тела, окружность грудной клетки, ЖЕЛ, сила мышц кисти и пальцев рук, сила мышц спины. На основе этих дан­ных делается заключение о состоянии физического развития спорт­смена, и с учетом пропорций тела и конституционных особенностей даются рекомендации к занятиям тем или иным видом метания.
Как правило, у большинства подростков и юношей паспортный возраст правильно отражает этап биологического созревания. Но если организм развивается и формируется быстрее, чем у сверстни­ков, тогда говорят, что биологический возраст опережает паспорт­ный. У таких детей-акселератов раньше начинается период полово­го созревания, показатели физического развития и уровень функци­ональных возможностей организма у них выше, что создает предпосылки для ранних успехов в спорте. Однако такой ускорен­ный темп созревания связан с особенно бурным, неравномерным развитием организма, с отставанием в развитии отдельных органов и систем, с нарушением их формирования.

В противоположность акселератам у детей с замедленным тем­пом биологического созревания — ретардантов — период полового созревания начинается позже, ниже показатели физического разви­тия, невысок уровень функциональных возможностей, биологичес­кий возраст у них отстает от паспортного, однако развитие организ­ма протекает более равномерно. В силу возрастного развития орга­низма состояние перенапряжения у юных спортсменов при больших физических нагрузках возникает на этапе, предшествующем началу полового созревания, крайне редко, но особенно часто — с началом этого периода (13-15 лет), в более старшем возрасте — несколько ре­же. Намного чаще у юных спортсменов-акселератов состояние пере­напряжения возникает в связи с форсированием тренировки, а у ре­тардантов — при чрезмерных нагрузках, которые могут даже соответ­ствовать программным требованиям для их возраста.

Определение биологического возраста и его соответствия пас­портному, осуществляемое на основании оценки выраженности вто­ричных половых признаков, обязательно включается в комплекс врачебного контроля за юными спортсменами.

Уровень функциональной подготовленности метателей опреде­ляется по состоянию важнейших систем организма: сердечно-сосуди­стой, дыхательной, нервной и др. Данные ЧСС, АД, ЖЕЛ и другие сопоставляются с возрастными нормами спортсменов на протя­жении всей многолетней подготовки. О величине физической рабо­тоспособности судят по максимальному потреблению кислорода (МПК), по показателям велоэргометрической пробы, а также степ-тесту. Эти пробы обозначаются как PWC150 и PWC170. В скоростно-силовых видах спорта величина PWC170 характеризует уровень общей физической подготовленности. Состояние сердечно-сосу­дистой системы характеризуют функциональные пробы: одно­моментная, трехмоментная. Одномоментная проба состоит в том, что спортсмен выполняет 20 приседаний за 30 с, или 60 подскоков за 30 с, или 2-, 3-минутный бег на месте в темпе 180 шагов в 1 мин. Бла­гоприятная реакция на физическую нагрузку одномоментной функ­циональной пробы с 20 приседаниями или 60 подскоками выражает­ся в том, что пульс с 10, 11 или 12 ударами за 10 с в покое учащается до 15-20 ударов после нагрузки, т.е. увеличивается на 50-70%. Мак­симальное АД с 100-120 мм рт.ст. в состоянии покоя повышается после нагрузки до 135-150 мм рт.ст., т.е. на 15-30%, минимальное давление снижается с 60-80 до 50-70 мм рт.ст., т.е. па 10-30% (или не изменяется); пульсовое давление возрастает по сравнению с данными покоя на 60-80%; восстановление частоты пульса длится 2-3 мин, АД — 3-4 мин.

При врачебном обследовании спортсменов II разряда — мастеров спорта применяют трехмоментную комбинированную функцио­нальную пробу, которая включает 20 приседаний, 15-секундный бег па месте в максимальном темпе и 3-минутный бег на месте в темпе 180 шагов/мин. Для оценки функционального состояния использу­ются также ортостатическая проба, гарвардский степ-тест.

При подготовке метателей наиболее важно определить функци­ональное состояние нервной системы, которое в значительной степе­ни определяет индивидуальные особенности овладения двигатель­ными навыками, нарастание тренированности, быстроту движений и длительность поддержания спортивной формы.

Для контроля состояния вестибулярного аппарата у юных мета­телей рекомендуется использовать пробы Ромберга и Яроцкого. Проба Ромберга (простая и усложненная) заключается в следующем. Спортсмен становится в основную стойку, ступни ног сомкнуты, глаза закрыты, руки вытянуты вперед. Усложненный вариант отли­чается тем, что ступни ног находятся на одной линии — пятка одной ноги касается носка другой. Определяют максимальное время устой­чивости, среднее по трем попыткам. Для тренированных спортсме­нов время устойчивости возрастает с ростом спортивной квалифика­ции и превышает 120 с. Проба Яроцкого: спортсмен находится в ос­новной стойке, ступни ног сомкнуты, руки прижаты к туловищу, глаза закрыты, вращение головой в обе стороны в темпе 2 вращения в 1 с. Регистрируется максимальная длительность сохранения равно­весия, которая может превышать 60-80 с.

Исследование нервно-мышечного аппарата метателей косвенно характеризует функциональное состояние ЦНС и, в частности, ее двигательного анализатора. С этой целью применяют методы, выяв­ляющие электровозбудимость нервов, мышц, биотоки мышц, латен­тное время напряжения (ЛЕН) и латентное время расслабления (ЛЕР) мышц, частоту мышечного сокращения, тонус мышц и не­рвно-мышечную топографию.

Тонус мышц (эластичность, твердость, упругость) определяют методом миотопометрии. Разность между величинами тонуса в со­стоянии напряжения и расслабления представляет собой один из функциональных показателей, повышающийся с ростом трениро­ванности и уменьшающийся при утомлении. Чем лучше состояние тренированности, тем ниже тонус покоя и выше тонус напряжения. Повышение тонуса покоя и снижение тонуса напряжения указывает на остаточное явление утомления мышц. После больших физических
напряжений тонус покоя повышается, тонус напряжения снижается, амплитуда тонического напряжения уменьшается.

Объективную информацию о функциональной подготовленнос­ти позволяет получить определение ЛЕН и ЛЕР. Отношение ЛЕН к ЛЕР называется коэффициентом работоспособности спортсмена «К». При улучшении функционального состояния ЛЕН и ЛЕР уменьшается, а при утомлении увеличивается. После тренировки с большой нагрузкой «К» уменьшается.

Определение нервно-мышечной топографии дает возможность исследовать силу основных групп мышц. Для этих целей применяет­ся методика А.В. Коробкова и Г.И. Черняева, позволяющая полу­чить изолированное действие той или иной группы мышц (сгибание, разгибание). Сила мышц определяется механическим динамометром.
Для определения специальной тренированности метателей при­меняется специфическая нагрузка соревновательной интенсивности (специальная функциональная проба): 3 серии метаний по 3 повто­рения, отдых 5 минут. Измеряются достижения в метаниях, анализи­руется техническая подготовленность.

Определение физического развития, функциональной подготов­ленности осуществляется в ходе углубленного медицинского обсле­дования, а физической работоспособности и специальной трениро­ванности — в ходе тренировочного процесса. Врачебный контроль за юными метателями осуществляется во врачебно-физкультурном дис­пансере или врачами ДЮСШ, СДЮШОР. Он является обязатель­ным для всех занимающихся и позволяет оценить степень воздей­ствия на спортсменов применяемых тренировочных нагрузок, своев­ременно выявить отклонения в функциях органов и систем организма, избежать состояния перетренировки, последствий форси­рованной подготовки.
В соответствии со сроками проведения выделяют углубленное, этапное, текущее и оперативное медицинское обследование. Углуб­ленное медицинское обследование метатели УТГ и ГСС проходят 2 раза в год (начало и окончание годичного макроцикла). Диспансе­ризация проводится по полной программе соответственно возрасту занимающихся. По результатам полученных данных дается заключе­ние на каждого спортсмена, в котором должна содержаться оценка состояния здоровья, физического развития, биологического возрас­та и его соответствия паспортному, уровня функционального состо­яния. Обязательным является наличие рекомендаций по лечебно-профилактическим и восстановительным мероприятиям, трениро­вочному режиму. Прохождение диспансеризации — условие допуска спортсменов к соревнованиям.

Этапные обследования проводятся в конце всех этапов годично­го цикла подготовки, их основная задача — определение динамики тренированности и переносимости тренировочных нагрузок юных спортсменов. Процедура обследования на всех этапах должна быть идентичной: включать одни и те же пробы, тестирующие нагрузки, контрольные упражнения. Для объективной оценки необходимо со­поставление медико-биологических показателей, результатов педа­гогических тестов и выполненных тренировочных нагрузок.
Текущий врачебный контроль проводится в случае, если спорт­смен приступил к занятиям после перенесенной болезни, или в слу­чае необходимости оценить воздействие максимальных тренировоч­ных нагрузок одного занятия, микроцикла. Комплекс должен вклю­чать минимальное количество методик (тестирующих процедур). В ходе текущего контроля оценивается степень утомления (по вне­шним признакам), проводится хронометраж занятия (ЧСС), измеря­ется АД, показатели динамометрии, скорость восстановления после повторных нагрузок. По результатам текущего медицинского обсле­дования составляется краткое заключение, с которым должен озна­комиться тренер.

Результаты медико-биологического контроля позволяют трене­ру своевременно вносить изменения и дополнения в программы тре­нировки метателей, служат объективной основой целенаправленной многолетней подготовки.


11. Инструкторская и судейская практика

Одним из важных разделов комплексной подготовки метателей в учебно-тренировочных группах ДЮСШ и СДЮШОР является ин­структорская и судейская практика. Занимающиеся должны пользо­ваться принятой в легкой атлетике терминологией, знать правила безопасности при проведении тренировок и соревнований в секто­рах для метаний и прыжков как на стадионе, так и в закрытых легко­атлетических манежах, правила поведения и страховки при занятиях с отягощениями и штангой, соблюдать основные гигиенические тре­бования к спортивной одежде и обуви.

С первых лет тренировок в легкоатлетических метаниях занимающиеся должны освоить основ­ные правила проведения соревнований в метаниях, знать требования к спортивным снарядам, уметь правильно пользоваться рулеткой и секундомером при измерении результатов контрольных упражне­ний. Для воспитания инструкторских навыков у юных метателей не­обходимо развивать умения находить ошибки при выполнении раз­личных л/а упражнений и элементов техники, правильно показывать упражнения из пройденного материала.

На 3-м, 4-м годах обучения в ТГ занимающиеся должны при­влекаться тренером в качестве помощника при проведении размин­ки и основной части тренировки со спортсменами более младшего возраста, при проведении контрольно-переводных испытаний. Важ­но своевременно приобрести опыт организации и проведения судей­ства учебных и контрольных соревнований в своем и смежных видах метаний, а также прыжках и беговых дисциплинах. Действенным фактором такой подготовки является посещение учащимися сорев­нований различного уровня, просмотр телевизионных передач, ви­деозаписей выступлений сильнейших атлетов страны и мира.

В процессе тренировочных занятий, бесед, самостоятельного изучения литературы, выступая в соревнованиях, спортсмены про­должают изучать правила соревнований по легкой атлетике. Воз­можно, привлекать юных спортсменов в качестве помощников су­дей, секретарей соревнований, организаторов школьных соревнова­ний по метанию мяча и легкоатлетическому многоборью, кроссу.

В группах спортивного совершенствования и высшего спортив­ного мастерства занимающиеся приобретают навыки самостоятель­ного проведения разминки и основной части тренировки с начинаю­щимися легкоатлетами, оценивают правильность выполнения специ­альных упражнений, технику метаний, определяют допустимую дозировку упражнений, признаки утомления. Учащиеся должны уметь составить рабочий план или конспект занятий, комплекс тре­нировочных занятий по ОФП и СФП, расписание соревнований, положение о соревнованиях, заявки на участие в соревнованиях, уча­ствовать в подготовке и проведении соревнований в качестве судей и их помощников, провести занятия с младшими группами в отсут­ствие тренера.

В старших возрастных группах возможно присвоение звания инструктора или судьи по легкой атлетике. Перечисленные меро­приятия являются составной частью учебно-воспитательной работы и способствуют гармоничному развитию личности спортсмена.