ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная программа для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР) по многоборью составлена на основе дей­ствующей учебной программы, Типового положения о детско-юношеской спортивной школе, нормативных документов Федерального органа управления физической культурой и спортом, обобщения передо­вого опыта работы тренеров с юными легкоатлетами и других научных исследований.

В программе отражены основные задачи на этапах годичного цикла трениров­ки и построение учебно-тренировочного процесса на этапах: начальной подготовки, учебно-тренировочного, спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства; распределение объемов основных средств и интенсивности трениро­вочных нагрузок в недельных циклах; участие в соревнованиях по их значимости.

Особенностью представленной про­граммы является сведение основных пара­метров учебно-тренировочного процесса (нагрузок, средств, методов контроля) в одну принципиальную схему годичного цикла тренировки.

Основная цель многолетней подготовки юных спортсменов в ДЮСШ, СДЮШОР — воспитание спортсменов высокой квалификации, потен­циального резерва сборных команд страны, субъектов федерации, ве­домств, активных строителей и защитников нашей Родины.

В процессе многолетней спортивной подготовки должны решаться следующие задачи:

  • Укрепление здоровья, гармоничное физическое развитие юных спортсменов.
  • Подготовка высококвалифицированных спортсменов для сборных команд.
  • Подготовка инструкторов-общественников и судей по легкой ат­летике.
  • Приобретение теоретических знаний по спортивной тренировке, основам биомеханики, физиологии, лечебной физической культуры, психологии спорта.

Важным условием выполнения поставленных задач является систе­матическое проведение практических и теоретических занятий, контрольных упражнений, восстановительных мероприятий, регулярное учас­тие в соревнованиях.

Учебная программа рассчитана на двенадцатилетний период обучения в спортивной школе, состоящий: из двух лет обучения в группах началь­ной подготовки, четырех лет — в учебно-тренировочных группах, трех лет обучения в группах спортивного совершенствования и трех лет – в группах высшего спортивного мастерства. Спортивно-оздоровительный этап предусматривает обучение детей в воз­расте 9-17 лет.

С учетом «Положения о ДЮСШ и СДЮСШОР» (1987) и Нормативно-правовых основ, регулирующих деятельность спортивных школ (1995), в учебную программу внесены изменения в такие разделы, как учебный план, план-схема годичного цикла, распре­деление программного материала в макроцикле по годам обучения.

Раз­делы программы по психологической подготовке, восстановительным мероприятиям и медико-биологическому контролю содержат практичес­кие рекомендации.

Легкоатлетическое многоборья — комплексные спортивные упражнения, состоящие из легкоатлетических дисциплин разнородной направленности. Обычно в состав многоборий включают от 3 до 10 видов, представляющих легкоатлетические бега, прыжки и метания.

В программы официальных международных и всероссийских соревнований, а также в международные правила соревнований включены следующие соревнования:

на стадионе: мужчины, молодежь (до 23 лет), юниоры (до 20 лет) – десятиборье и пятиборье; юноши (до 18 лет) – восьмиборье и пятиборье; женщины (все возрастные группы) – семиборье и десятиборье;
в помещении: мужчины (все возрастные группы) – семиборье; женщины (все возрастные группы) – пятиборье.

Возрастные группы участников соревнований:

  • Подгруппы подростков 9-12 лет и 12-13 лет
  • Младшая юношеская группа 14-15 лет
  • Старшая юношеская группа 16-17 лет
  • Подгруппа юниоров 18-19 лет
  • Подгруппа молодежи 20-22 года
  • Группа взрослых старше 18 лет

II МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ В МНОГОБОРЬЕ
Легкоатлетическое многоборья требуют от спортсмена высокого уровня развития физических качеств, специфических антропометрических особенностей, высокой психической устойчивости, умения качественно реализовать эти потенциальные способности в конкретных и разнохарактерных видах спортивных упражнений.

Отбор и прогнозирование потенциальных возможностей юных многоборцев особенно сложны потому, что легкоатлетическое многоборье не является суммой определенного количества видов легкой атлетики, а представляет собой единый легкоатлетический вид.

Для юных спортсменов, занимающихся в группах начальной подго­товки, основными задачами станут:

  • укрепление здоровья;
  • улучшение физического развития;
  • овладение основами техники выполнения упражнений;
  • разносторонняя физическая подготовленность;
  • выявление задатков и способностей, привитие интереса к трени­ровочным занятиям;
  • воспитание устойчивой психики.

В учебно-тренировочных группах:

  • дальнейшее укрепление здоровья
  • укрепление опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы средствами общей (ОФП) и специальной (СФП) физической подготовки;
  • повышение уровня скоростных, силовых и скоростно-силовых качеств;
  • обучение основам техники спринтерского бега и других видов лег­кой атлетики
  • начало участия в соревнованиях по отдельным видам легкоатлетического многоборья
  • овладение основами знаний по тренировке в многоборье;
    начало ведения спортивного дневника и умение анализировать записные в нем данные.

В группах совершенствования спортивного мастерства:

  • укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие;
  • развитие физических качеств;
  • совершенствование техники видов спорта
  • постепенное увеличение объема тренировочных нагрузок и средств локального воздействия на мышление группы, работа которых является решающей в видах спорта;
  • углубленная специализация с использованием всей совокупности средств и методов тренировки;
  • повышение психической устойчивости спортсмена;
  • овладение тактическими действиями в процессе соревнований;
  • овладение теоретическими знаниями в вопросах спортивной подготовки.

Основные задачи многоборцев, занимающихся в группах высшего спортивного мастерства:

  • укрепления здоровья;
  • совершенствование: физических качеств, технического мастерства, соревновательного опыта;

При построении спортивной тренировки следует руководствоваться принципами:

  • направленности на высшее спортивное достижения;
  • единства общей и специальной подготовки;
  • волнообразности и вариативности нагрузок;
  • единства взаимосвязи структуры соревновательной деятельности и структуры подготовки;
  • возрастной динамики развития юных спортсменов.

Реализация указанных принципов позволяет учитывать как возраст­ные особенности юных спортсменов, так и требования, которые будут предъявлены к ним в будущем на этапе высшего спортивного мастерства.

Тренировочный процесс многоборца должен рассматриваться как целост­ная динамическая система, где на каждом конкретном этапе совершенство­вания спортивного мастерства решаются специфические задачи по разви­тию двигательных качеств, формированию технического мастерства и вы­бору средств, методов и величин тренировочных воздействий.

Важное значение в многолетней подготовке спортсмена приобретает значение возрастных особенностей становления спортивного мастерства. Это позволит ответить на вопросы: каковы оптимальные сроки начала спе­циализации, когда целесообразно планировать выход спортсмена на тот или иной разрядный уровень, каким должен быть стаж занятий к моменту выпол­нения нормативов мастера спорта (МС) РФ и мастера спорта международно­го класса (МСМК) и т. д. На основании обработки данных спортивных био­графий сильнейших спринтеров мира последнего времени был определен возраст и стаж занятий для достижения нормативов мастера спорта РФ и мастера спорта международного класса.

В связи с вышеизложенным кратко охарактеризуем возрастные осо­бенности детей и подростков.

Все дети школьного возраста согласно физиологической периодизации делятся на три возрастные группы: 7 лет — конец периода первого детства; 8-11 лет (девочки) и 8-12 лет (мальчики) — период второго детства. Подростковый возраст наступает с 12 лет у девочек и с 13 лету мальчиков. С 16 лет у девочек и с 17 лету мальчиков начинается юношеский возраст. Каждой возрастной группе детей свойственны особенности строения и функций систем организма и психологические особенности, учет которых необходим для рациональ­ного физического воспитания.

В подростковом и младшем юношеском возрасте отмечаются высо­кие темпы роста в длину, увеличивается вес тела, мышечная масса. С 13 до 14 лет наблюдается интенсивный рост тела — его длина увеличивает­ся на 9-10 см, ас 14 до 15 лет-на 7-8 см. Темпы роста длины тела резко падают к 16-17 годам. С 15 до 16 лет длина тела увеличивается на 5-6 см в год, ас 16 до 17 лет — только на 2-3 см.

В старшем школьном возрасте пропорции тела приближаются к по­казателям взрослых. К 16 годам прекращается рост у девушек. Рост тела в длину у юношей в основном заканчивается к 18 годам.
В подростковом и юношеском возрасте наблюдаются высокие тем­пы увеличения мышечной массы. Максимальный рост силы на 1 кг собственного веса наблюдается до 14 лет. После этого темпы роста относительной силы снижаются. Показатели относительной силы у девочек значительно уступают соответствующим показателям у маль­чиков. Поэтому при занятиях с девочками старше 13-14 лет следует строго дозировать упражнения, выполняемые с большими напряже­ниями.

В возрасте от 7 до 12 лет наблюдается интенсивный рост темпа дви­жений. Быстрота и частота движений, а также способность поддержи­вать их максимальный темп к 14-15 годам достигают значений, близких к предельным.

Напряженная мышечная работа предъявляет высокие требования к ресурсам систем дыхания и кровообращения, и так как сердце раньше, чем скелетные мышцы, достигает границ работоспособности, то именно пределы его функциональных возможностей определяют способность человека к работе большой мощности. Уровень сердечной производи­тельности имеет важное значение в обеспечении энергетических потреб­ностей организма, связанных с мышечной работой. В процессе развития человека частота сердечных сокращений (ЧСС) уменьшается, достигая к подростковому возрасту величин, близких к показателям взрослых. С 7 лет ЧСС с 85-90 уд./мин снижается до 70-76 к 14-15 годам. К 16-17 годам пульс составляет 65-75 уд./мин, т. е. практически не отличается от ЧСС у взрослых людей.

При мышечной деятельности у юных спортсменов наблюдается ряд особенностей, связанных с высокими темпами возрастных морфологи­ческих и функциональных перестроек сердечно — сосудистой системы. Особенно значительны темпы развития сердечно-сосудистой системы на этапе полового созревания, когда размеры сердца, его вес и объем сис­толического выброса на протяжении 3-4 лет (с 12 до 15-16 лет) увели­чивается почти вдвое.

Под влиянием систематической тренировки у подростков и юношей отмечается рост показателей, характеризующих эффективность потреб­ления кислорода. Основным источником энергетического обеспечения при напряженной мышечной работе является анаэробный обмен. Об уров­не анаэробного обмена можно судить по величине кислородного долга, накоплению молочной кислоты в крови или косвенным показателям ее концентрации.

Известно, что все физические качества в многолетнем плане развиваются неравномерно. Для каждого качества имеется свой благоприятный период. Преимущественная направленность тренировоч­ного процесса по годам обучения определяется с учетом сенситивных периодов развития физических качеств у юных спортсменов. Вместе с тем, нельзя оставлять без внимания развитие качеств, которые в данном возрасте не совершенствуются. Особенно важно соблюдать соразмер­ность в развитии общей выносливости и скоростных качеств, в разви­тии общей выносливости и силы, т.е. тех из них, которые имеют под собой разные физиологические механизмы.

На основе обобщения мировой литературы (трудов отечественных и зарубежных ученых) оптимальными периодами в развитии физических качеств можно считать следующие:

Морфометрические показатели.
Рост. Процессы роста не синхрон­ны у мальчиков и девочек. У мальчиков скорость роста достигает свое­го пика примерно на 2 года раньше, чем у девочек. Кроме того, у маль­чиков этот пик выражен ярче и продолжается более длительное время. Однако наибольший прирост ростовесовых показателей у детей про­слеживается в год полового созревания. Известно, что у девочек поло­вое созревание начинается на 1-2 года раньше, чем у мальчиков. С 12 До 15 лет начинается период бурного роста этих показателей как у дево­чек, так и у мальчиков. К 16 годам организм с точки зрения костного скелета считается сформированным. При этом слишком высокие нагруз­ки уменьшают рост трубчатых костей.

Сила. Рост силы мышц относительно незначителен до 11 лет, но с 12 до 14 лет темпы ее роста заметно увеличиваются. Наиболее интенсив­ное развитие силы имеет место в 14-17 лет.

Быстрота. Развитие быстроты наблюдается с 7 до 20 лет, однако интенсивное развитие этого качества происходит с 9 до 11 лет и в мо­мент полового созревания начиная с 11-12 до 14-15 лет, но у мальчиков рост этого качества продолжается и позже.

Скоростно-силовые качества начинают расти с 7-8 лет. Наиболь­ший прирост приходится на возраст с 10-12 до 13-14 лет. После этого возраста рост продолжается, но в основном под влиянием тренировки.
Выносливость. Аэробная мощность характеризуется абсолютным МПК (максимальным потреблением кислорода), увеличивающимся с возрастом у мальчиков и девочек. В пубертатном периоде этот показа­тель имеет тенденцию к росту у детей, занимающихся спортом. Наиболее интенсивно растет аэробная мощность в период полового созревания и замедляется только после 18 лет. При этом относительное МПК в мл/мин/кг почти не изменяется в возрасте от 10 до 17 лет.

Анаэробная выносливость. Большинство ученых соглашается с ут­верждением, что дети гораздо легче переносят соревнования в беге на 3000 м, нежели на 200-800 м. Это связано с тем, что незначительный рост анаэробной выносливости наблюдается до 12-13 лет, а более значи­тельный — после 16 лет, т.е. в период достижения биологической зрелости.

Гибкость. Широко распространено мнение, что дети являются более гибкими, чем взрослые. Рост этого качества увеличивается с 6 до 10 лет, и в возрасте 10 лет происходит большой скачок в его развитии.

Сенситивные периоды у детей имеют значительные индивидуальные колебания, связанные с наступлением биологической зрелости, метода­ми оценки физических качеств и другими факторами. Все это требует большой осторожности при выборе системы тренировок. Наибольший прирост все физические качества имеют в период «ростового спурта», т.е. 12-15 лет (пубертатный период).

По мере развития организма юных спортсменов двигательные способности дифференцируются, различные их проявления становятся менее взаимосвязанными. Основное значение в достижении высокого спортивного результата имеют показатели, характеризующие скоростные, скоростно-силовые способности и скоростную выносливость.

Установлено, что на развитие физических функций и воспитание основных физических качеств юных спортсменов влияют:
скоростно-силовые упражнения, применяемые на этапе углубленных занятий спортом, изменение силовых показателей у подростков 14-16 лет на направленность спортивной подготовки.

Процесс многолетней тренировки юных спортсменов должен осуще­ствляться на основе следующих основных методических положений:
Преемственность задач, средств и методов тренировки детей, подростков, юношей (девушек), юниоров и взрослых спортсменов.
Постепенный рост объема средств общей и специальной физичес­кой подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется: с ростом спортивного мастерства в тренировочном процессе увеличи­вается доля средств специальной подготовки за счет сокращения ОФП.

Непрерывное совершенствование в спортивной технике.
Правильное планирование тренировочных и соревновательных нагрузок. Каждый период очередного годичного цикла должен начинаться и завершаться на более высоком уровне тренировочных нагру­зок, чем соответствующий период предыдущего годичного цикла.
Строгое соблюдение принципа постепенности возрастания трени­ровочных и соревновательных нагрузок в процессе многолетней тренировки юных спортсменов.

Одновременное развитие физических качеств спортсменов на всех этапах многолетней тренировки и преимущественное развитие отдель­ных качеств в возрастные периоды, наиболее благоприятные для этого.


III НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Одно из необходимых условий роста спортивного мастерства — многолетняя планомерная тренировка. Причем в процессе этой подготовки следует строго и последовательно ставить задачи, выбирать средства и методы тренировки в соответствии с возрастными особенностями и уровнем подготовленности спортсменов. Весь процесс многолетней тренировки спортсмена делится на четыре основных этапа и взаимосвязан с годами обучения в учебных группах спортивных школ и ШВСМ.

Спортивно-оздоровительный этап. На этот этап подготовки зачис­ляются дети 9-17-летнего возраста, желающие заниматься легкой атле­тикой независимо от их одаренности, способности, уровня физического развития и подготовленности, не имеющие медицинских противопока­заний.

Этап начальной подготовки (НП). На этап начальной подготовки зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, желающие зани­маться спортом и имеющие письменное разрешение врача-педиатра. На этапе начальной подготовки осуществляется физкультурно-оздорови­тельная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники избранного вида спорта, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки.

Учебно-тренировочный этап формируется на конкурсной основе из здоровых учащихся, прошедших необходимую подготовку не менее 1 года и выполнивших приемные нормативы по общефизической и специальной подготовке. Перевод по годам обучения осуществляется при условии выполнения учащимися контрольно-переводных нормативов по общей физической и специальной подготовке.

Тренировочный этап (этап спортивной специализации) формируется на конкурсной осно­ве из здоровых и практические здоровых учащихся, прошедших необ­ходимую подготовку в учебно-тренировочных группах и выполнивших приемные нормативы по общефизической и специальной подготовке. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии выполнения учащимися контрольно-переводных нормативов по общей физической и специальной подготовке.

Этап высшего спортивного мастерства формируется из здоровых учащихся, прошедших необходимую подготовку в группах спортивного совершенствования и выполнивших норматив кандидата в мастера спорта и мастера спорта.


IV МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Методическая часть программы включает учебный материал по ос­новным видам спорта. Содержит практические материалы и методические рекомендации по проведению тренировочных занятий; распределению по годам обучения и в годичном цикле; объемам тренировочных и соревновательных нагрузок, планированию спортивных результатов; организации и проведению педагогического и медико-биологического контроля.

4.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
В процессе многолетней тренировки чрезвычайно важна рациональ­ная система применения тренировочных и соревновательных нагрузок. Она строится на основе следующих методических положений:
ориентация уровней нагрузок юных спортсменов на соответству­ющие показатели, достигнутые сильнейшими взрослыми спортсменами;
увеличение темпов роста нагрузок от этапа начальной спортив­ной специализации на последующих этапах подготовки;
соответствие уровня тренировочных и соревновательных нагру­зок возрастным особенностям и уровню подготовленности юных спорт­сменов;
учет закономерностей развития и взаимосвязи различных систем растущего организма юного спортсмена.
На этапе начальной подготовки основное внимание тренера нацелено на создание фундамента общей физической подготов­ки. Поэтому тренировочные занятия строятся с акцентом на развитие физических качеств, таких, как быстрота, гибкость, ловкость, выносливость. Параллельно с этим проводится обучение основам техники видов легкой атлетики и других видов спорта. Соотношение ОФП и СФП находится в пределах 80-90/10-20% на пер­вом году обучения и 80-85/15-20%-на втором.
На этапах начальной спортивной специализации и углубленной тренировки в избранном виде спорта соотношение парциальных объемов тренировочной работы и акцент на преимущественном ис­пользовании тех или иных нагрузок находятся в прямой зависимос­ти от факторов, определяющих общую и специальную подготовлен­ность юных спортсменов. Общая физическая подготовка в первые два года обучения в учебно-тренировочных группах занимает 60-80% и направлена на развитие основных физических качеств и фор­мирование разнообразных двигательных умений и навыков. В 3-й и 4-й годы обучения в учебно-тренировочных группах содержание ОФП в большей мере приближается по своему воздействию к из­бранному виду спорта и составляет 30-40%, в то же время происхо­дит увеличение до 40-60% доли специальной физической подготов­ки, которая направлена на развитие специальных физических ка­честв и совершенствование спортивной техники.
В группах совершенствования спортивного мастерства годичный цикл подготовки юных многоборцев состоит из двух полуциклов, каждый из которых включает подготовительный и соревновательный периоды. Для достижения наивысшей специальной работоспособности к основным соревнованиям года целесообразна периодизация годичного цикла тренировки.

Первый подготовительный период разбивается на 2 этапа – общеподготовительный (базовый) продолжительностью 6 недель и специально-подготовительный (4 недели). В первый соревновательный период (7 недель) юные многоборцы принимают участие в 4-6 соревнованиях (в т.ч. 1-2 многоборья).
Второй подготовительный период также делится на 2 этапа – общеподготовительный (6 недель) и специально-подготовительный (4 недели). Второй — более продолжительный соревновательный период (22 недели) следует разбить на 3 этапа: ранний соревновательный (9 недель), специализированной подготовки (4 недели), основной соревновательный (9 недель).
Для спортсменов, занимающихся на этапе высшего спортивного мастерства, такая периодизация годичного цикла носит несколько условный характер.

На этапе совершенствования спортивного мастерства происходит увеличение доли специальной физической подготовки. В первые два года обучения соотношение средств ОФП и СФП составляет 30% к 70%, в третий год – 20% к 80%. Специальная физическая подготовка направленная на совершенствование специальных качеств и спортивной техники.

Примерный учебный план по разделам подготовки рассчитан на 52 недели, в котором предусмотрено 46 учебных недель и 6 недель спортивно-оздоровительный лагерь.

4.2. ПЛАН-СХЕМА ГОДИЧНОГО ЦИКЛА
Рациональная подготовка юных многоборцев стро­ится с учетом следующего:
традиционной периодизации подготовки юных легкоатлетов
правильной постановки очередных тренировочных задач, исходя из преемственности в многолетнем плане и в годичных циклах;
соответствия основных средств и методов подготовки задачам те­кущего года;
динамики физической подготовленности;
основных принципов распределения тренировочных нагрузок в годичном цикле.
Подготовка юных многоборцев в группах начальной подготовки (1-го и 2-го годов обучения)
На первом и втором году обучения в группах начальной подготовки основное внимание уделяется общей физической подготовке. Трениров­ка строится традиционно: разминка в виде медленного бега, гимнасти­ческих упражнений на растягивание мышечного аппарата, 3-5 ускоре­ний (от 10 до 30м). Около половины времени занятий отводится спортивным играм. В процессе тренировки спортсмены близко знакомятся с технической стороной видов легкой атлетики. С началом соревновательного перио­да проводятся соревнования на дистанции 30, 60, 100 м, прыжки в длину и высоту. Определяются сроки сдачи контрольных и переводных нормативов по программе общей физической подготовки. Следующим этапом в подготовке многоборцев состоит из двух полуциклов, каждый из которых включает подготовительный и соревновательный период. Для достижения наивысшей специальной работоспособности к основным соревнованиям года целесообразна следующая периодизация годичного цикла тренировки. Первый подготовительный период разбивается на 2 этапа – общеподготовительный (базовый) продолжительностью 6 недель и специально – подготовительный (4 недели). В первый соревновательный период (7 недель) юные спортсмены принимают участие в 4-6 соревнованиях. Второй подготовительный период также делится на 2 этапа общеподготовительный (6 недель) и специально-подготовительный (4 неде­ли). Второй, более продолжительный соревновательный период (22 не­дели), следует разбить на 3 этапа: ранний соревновательный (9 недель), специализированной подготовки (4 недели), основной соревнователь­ный (9 недель). Для юных многоборцев 1-го и 2-го годов обучения в учебно-тренировочных группах такая периодизация годичного цикла носит несколько условный характер. Подготовительный период начинает­ся с сентября в соответствии с началом учебного года в общеобразова­тельной школе, летний соревновательный период заканчивается в сере­дине июля и затем — 6 недель оздоровительно-спортивный лагерь. В первые 2 года обучения тренировочные нагрузки у девушек будут такими же, как и у юношей, в последующие годы — на 5-8% меньше.

Подготовка юных многоборцев в тренировочных группах (1-го и 2-го годов обучения)
В первые 2 года занятий юных многоборцев в тренировочных группах основное внимание уделяется разносторон­ней физической подготовке, овладению техникой специальных подго­товительных упражнений, повышению уровня развития основных физи­ческих качеств. Возраст занимающихся — от 12 до 14 лет. После каждого года обучения юные спортсмены должны выполнить контрольные нор­мативы разносторонней физической подготовленности.

Подготовка юных многоборцев в тренировочных группах (3-го и 4-го годов обучения)
При планировании подготовки юных спринтеров в трениро­вочных группах 3-го и 4-го годов обучения в годичном цикле необходи­мо придерживаться следующей периодизации.

С началом подготовитель­ного периода на общеподготовительном этапе должны решаться ниже­приведенные задачи:

  • Повышение уровня разносторонней и специальной физической под­готовленности занимающихся.
  • Укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечно — сосудис­той системы в основном средствами ОФП.

В ОФП входят: кроссовый бег, подвижные и спортивные игры, общеразвивающие гимнастические и акробатические упражнения, другие виды легкой атлетики (прыжки в длину и высоту, толкание ядра, барь­ерный бег).

Специально-подготовительный этап включает задачи:

  • Дальнейшее повышение уровня специальной физической работо­способности.
  • Развитие скоростных, скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости.
  • В первом соревновательном периоде ставятся такие задачи:
    Совершенствование техники спринтерского бега, прыжка в длину, толкание ядра.
  • Улучшение спортивного результата прошлого сезона.

Для решения этих задач спортсмен участвует в 5-6 соревнованиях при значительном снижении общего объема тренировочных нагрузок.

Основные задачи во втором подготовительном периоде на общеподготовительном этапе:

  • Дальнейшее развитие силовых и скоростно-силовых качеств глав­ным образом средствами ОФП.
  • Развитие общей выносливости.

Увеличивается применение средств ОФП, возрастает их интенсивность.

Специально-подготовительный этап включает следующие задачи:

  • Совершенствование техники спринтерского бега с низкого старта.
  • Повышение уровня скоростных, скоростно-силовых качеств и уровня специальной выносливости.

На раннем соревновательном этапе ставятся задачи:

  • Совершенствование техники спринтерского бега в условиях со соревнований.
  • Улучшение спортивного результата прошлого года.

Юный многоборец должен участвовать в 4-5 соревнованиях.

Как показывают научные исследования и спортивная практика не всегда удается улучшить спортивный результат на протяжении длинно­го соревновательного этапа. Поэтому в середине соревновательного периода целесообразно ввести специализированный подготовительный этап (4 недели). Это делается для повышения уровня силовых и скорост­но-силовых качеств и подготовки к этапу основных соревнований сезона.

Основные задачи на заключительном этапе годичного цикла (основных соревнований):

  • Достижение наивысшего уровня специальной работоспособности.
  • Улучшение спортивного результата на 5-6 % по сравнению с прошлогодним;
  • Выполнение нормативных показателей по ОФП и СФП.

ПОДГОТОВКА МНОГОБОРЦЕВ В ГРУППАХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА (1-3-й годы обучения)

Подготовка многоборцев в группах совершенствования спортивного мастерства делится на 3 года. В 1-й и 2-й годы спортсмены 16-17 лет должны выполнить I разряд, на 3-ий год – нормативные требования кандидата мастера спорта.

Структура годичного цикла остается той же, что при подготовке тренировочных группах. Увеличивается объем специально-беговых тренировочных нагрузок и объем силовых и скоростно-силовых упражнений, а также количество соревнований. Особое внимание на данном этапе подготовки уделяется совершенствованию техники видов легкой атлетики, исправлению индивидуальных технических ошибок. С этой целью проводят видео — и киносъемку с последующим анализом кинограмм.

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ МНОГОБОРЦЕВ В ГРУППАХ ВЫСШЕГО СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА

В подготовке легкоатлетов-многоборцев можно выделить главные особенности группы высшего спортивного мастерства, составляющие высокие спортивные результаты:

  • круглогодичность тренировки;
  • строго индивидуальные планы работы тренировочного процесса;
    адаптацию к условиям внешней среды.

Круглогодичность означает, что одиннадцать месяцев в году спортсмен ведет регулярную тренировку, а в двенадцатый – снижает нагрузку: отдыхает, давая «нервам отдых, а мышцам работу». Но круглогодичную тренировку нельзя изобразить постепенно и равномерно повышающейся линией тренировочных требований и спортивной подготовленности.

Эта линия более сложная, имеющая , как уже отмечалось, волнообразный характер. Каждый годичный цикл тренировочного процесса претерпевает закономерные изменения, зависящих от биологических свойств организма человека, и от условий внешней среды.

Одним из факторов достижения наилучших спортивных результатов является необходимость адаптировать организм атлета к определенным условиям внешней среды, и спортсмен, проводя тренировку на протяжении многих месяцев, стремится достичь высшей спортивной формы к заранее известным срокам главного соревнования сезона.

4.3. КОНТРОЛЬНО-НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Важным звеном управления подготовкой юных спортсменов являет­ся система педагогического контроля, благодаря которой можно оце­нить эффективность избранной направленности тренировочного процес­са, того или иного принятого решения. С помощью педагогического контроля определяются сильные и слабые стороны в подготовке юных спортсменов. Он используется для оценки эффективности средств и ме­тодов тренировки в соответствии с установленными контрольными нор­мативами для выявления динамики развития спортивной формы и прог­нозирования спортивных достижений.

Один из главных вопросов в управлении тренировочным процессом — правильный выбор контрольных упражнений (тестов).Они наиболее полно характеризуют развитие основных физических качеств: все имеют высокую корреляцию со спортивным результатом в многоборье и соответствуют статистическим критериям надежности, объективности и информативности.

Контрольные нормативы в тестах, представленные в поурочных программах, рассчитаны от целевого результата в многоборье, а целевой результат найден по формуле расчета планируемых достижений.

В спортивной практике в рекомендациях специалистов прослеживает­ся тенденция к сокращению обследований по сравнению с количеством этапов подготовки в сдвоенном годичном цикле. Такое положение вполне объяснимо, поскольку тренер не в состоянии 8-10 раз в течение года (а именно столько этапов выделяется в сдвоенном макроцикле) проводить всесторонние обследования. Важно выбрать переломные моменты и затем из года в год проводить испытания приблизительно в одно и то же время.

Этапный контроль позволяет объективно характеризовать состояние спортсмена только в том случае, если показатели контрольных упражне­ний соотносятся со спортивными результатами и являются действенными в управлении подготовкой спортивного резерва. Задача этапного конт­роля — выявление изменений в состоянии спортсмена на протяжении отно­сительно длительного периода тренировки. Частота обследований мо­жет быть различной и зависит от особенностей построения годичного цикла тренировки и специфики избранного вида спорта.

Первый раз педагогический контроль по перечисленным тестам для получения исходной информации наиболее целесообразно проводить в начале подготовительного периода, когда спортсмен начинает приобретать устойчивое спортивное состояние.

Следую­щее контрольное тестирование проходит в конце специально-подготови­тельного этапа. Его цель — проверка эффективности выполненных в тече­ние первого подготовительного периода.

Третье тестирование проводится в конце второго специально-подготовительного этапа. Цель — проверка эффективности применяемых нагрузок в течение зимнего сорев­новательного периода.
После второго и третьего тестирования возможна определенная коррекция тренировочных нагрузок в зависимости от сте­пени достижения того или иного контрольного норматива.

И последнее тестирование на этапе основных соревнований имеет целью достижение контрольных нормативов во всех тестовых упражнениях, что обеспечи­вает выполнение целевого спортивного результата в многоборье.

Контрольное тестирование должно проводиться в процессе трени­ровки на протяжении 1-2 недель за 1-1,5 недели до соревнований.
Система педагогического контроля в подготовке юных спортсменов основывается на ряде методических положений.

Первое из них — целевая направленность по отношению к высшему спортивному мастерству. Это значит, что относительные показатели использования своих возможнос­тей, типичные для спортсменов высших разрядов, должны служить ори­ентиром для определения нормативных требований к юным спортсменам.

Второе методическое положение — установка на соразмерность развития физических качеств, т.е. обеспечение их должного соотношения. Реали­зация этого положения в контрольных показателях общей и специальной физической подготовленности юных спортсменов состоит в том, что конт­рольные нормативы, определяющие уровень развития отдельных физи­ческих качеств спортсмена, должны находиться в оптимальном соотно­шении, характерном для данного этапа многолетней тренировки.


V ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Программный материал для групп начальной подготовки в тренировочных группах представлен в виде тренировочный заданий, сгруппированных в отдельные блоки, включающие перечни оснований средств, методов и режимов их выполнения.

В целях глубокого понимания об исходном элементе многолетней структуры тренировки – тренировочном задании даются основные положения, касающиеся обоснования и технологии использования стандартных тренировочных заданий в процессе подготовки будущих многоборцев.

Структура спортивной тренировки юного спортсмена характеризуется:

  • определенным соотношением различных сторон подготовки (например, физической и технической);
  • необходимым соотношением тренировочной нагрузки (например, объема и интенсивности);
  • целесообразной последовательностью различных звеньев тренировочного (например, этапов, этапов, циклов).

Рассматривая многолетнюю тренировку юного спортсмена (легкоатлета) как целостную систему, вычленяют следующие структурные компоненты – относительно особенные звенья тренировочного процесса:

  • Тренировочные задания;
  • Тренировочные занятия и их части;
  • Микроциклы;
  • Мезоциклы;
  • Макроциклы;
  • Стадии;

Этапы многолетней тренировки (продолжительностью)

ТРЕНИРОВОЧНОЕ ЗАДАНИЕ – ПЕРВЫЙ БЛОК В СТРУКТУРЕ МНОГОЛЕТНЕЙ ТРЕНИРОВКИ

В системе программно-методического обеспечения подготовки резервов тренировочные задания сравнительно недавно получили призвание и терминологическое обоснование как структурная единица многолетнего процесса.

В теории и методике физического воспитания по нагрузкой понимается прежде всего количественная мера воздействия физических упражнений. Общий объем нагрузки в упражнениях циклического характера чаще всего оценивают по суммарному километражу в упражнениях с отягощениями или числу подъемов. Абсолютная интенсивность внутренней нагрузки определяется величиной затрат в единицу времени.

Исходной структурной единицей тренировки является не нагрузка, а тренировочное задание. По мнению В.П.Попова работа и отдых приобретают педагогический смысл только тогда, когда они определенным образом организованы. Тренировочное задание – это часть плана тренировочного занятия, состоящая из одного упражнения или комплекса физических упражнений, выполняемых с определенными педагогическими задачами тренировочного процесса. Оно рассматривается как первичное звено в реализации целенаправленного и четкого управления тренировкой.

Построение учебно-тренировочного процесса юных легкоатлетов на основе использования стандартных тренировочных заданий позволяет обеспечить:

  • Единообразие методики многоборной подготовки;
  • Дифференцированное и целенаправленное воздействие на юный организм для лучшего воспитания основных физических качеств;
  • Применение заданий методом вариативных упражнений, снижая монотонность;
  • Увеличение диапазона целенаправленных вариаций основного двигательного действия;
  • Создание условий к оптимальному соотношению повторяемости и вариативности;
  • Значительное упорядочение тренировочного процесса на всех этапах многолетних занятий спортом.

Тренировочные занятия делятся на три группы: аэробного, смешанного аэробно-анаэробного и анаэробного воздействия.
При этом учитывается оценка различных сторон индивидуальной физической подготовки юных спортсменов, где можно выделить три условия: средний, выше среднего, ниже среднего. Ориентация на создание блока тренировочных заданий направленного воздействия в форме комплексов упражнений и игр является основной для пересмотра традиционных представлений о планировании и организации тренировочного урока.

Тренировочные занятия условно делятся на четыре группы:

  • Обучающие;
  • Комплексы, развивающие физические качества;
  • Игры, развивающие физические качества;
  • Специальные (состоящие из средств беговой подготовки).

МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАДАНИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

При планировании группового учебно-тренировочного занятия важно правильно распределить используемые средства и методы в форме тренировочного задания, рационального размещения и чередуя их, определив величину нагрузки и ее последовательность.

Тренировочный урок делится на три части.

Подготовительная часть – разминка, включающая общеразвивающие упражнения, а для второго года обучения — специальные и игровые упражнения.

Главная задача основной части – изучение техники спортивного упражнения, обеспечение общей и специальной подготовки. Физические упражнения в виде тренировочных заданий (10-20 мин) в основной части располагают в следующей последовательности: (комплексы и игры), направленные на воспитание быстроты, быстроты, силы и выносливости (40-45 мин).

В заключительной части (15 мин) урока включают упражнения, направленные на развитие быстроты, применяют в основной части урока после разминки. Вслед за ними используют игры и игровые упражнения.

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ МИКРОЦИКЛ

Тренировка планируется по дням на основании недельного (или с другим числом дней) цикла. Цикловое планирование позволяет выполнять большую тренировочную работу и в то же время иметь достаточный отдых, причем не столько за счет свободных дней, сколько за счет целеобразного чередования и сочетания различных тренировочных работ. В настоящее время спортсмены тренируются 5-7 раз в неделю.

В тренировочном цикле чередуются занятия с разными задачами, средствами, методами и нагрузками. В связи с этим очень важно так построить микроцикл, чтобы повысить эффективность тренировки за счет правильного распределения в цикле разных занятий. В тоже время совершенствование техники при небольших нагрузках в течении нескольких дней подряд дают положительные результаты.

Среди разных упражнений и тренировочных нагрузок, включаемых в занятии, надо выделять главные, которые определили бы его преимущественную направленность: на воспитание какого-либо двигательного качества, овладение техникой или тактикой, поддержание тренированности или активный отдых и т.п.

Подчеркиваем, что преимущественная направленность определяет основную задачу. Даже при интегральном методе направленность сознания спортсмена не должна распыляться.

В установлении оптимального взаимодействия смежных по дням занятий можно исходить из их принципиальной последовательности в связи с преимущественной направленностью.

Изучение и совершенствование техники при малых и средних усилиях.
Совершенствование техники при больших и максимальных усилиях.
Воспитание быстроты в кратковременной работе.
Воспитание быстроты в продолжительной работе.
Воспитание силы при усилиях 60-80% от максимального уровня.
Воспитание силы при усилиях 90-100% от максимального уровня.
Воспитание силовой выносливости в работе малой и средней интенсивности.
Воспитание силовой выносливости в работе большой и максимальной интенсивности.
Воспитание выносливости в работе максимальной мощности и близкой к ней.
Воспитание выносливости в работе большой мощности.
Воспитание выносливости в работе умеренной мощности.
Упражнения, направленные на воспитание того или иного качества или совершенствование техники, нуждаются в разной частоте повторений по дням. Так, воспитание гибкости, общей выносливости; общая физическая подготовка, в том числе и общая выносливость, поддерживается на достигнутом уровне двумя занятиями в неделю; двух занятий достаточно также для поддержания достигнутой гибкости, силы и быстроты.

Оптимальная повторность по дням может измениться в зависимости от условий выполнения упражнения. То же воспитание гибкости, но с отягощениями, уже нецелесообразно планировать ежедневно, лучше через день. Также и прыжковые упражнения, столь полезные при ежедневной тренировке без отягощения, можно делать лишь 3 раза в неделю. Более эффективно делать это через день.

Активный отдых применяется всякий раз, когда надо ускорить восстановление организма после особенно большой нагрузке накануне.

Величины нагрузки в течении недели во многих случаях изменяются двойной волной. Однако в горных условиях, например, могут понадобиться дополнительные дни отдыха; в очень жаркую погоду не всегда рациональна предельная нагрузка во второй половине.

Чередование различных тренировочных занятий или соревнований, а также дней отдыха на протяжении микроцикла должно быть постоянным в течение продолжительного времени. Это создает привычный режим, обеспечивающий высокую эффективность тренировки и стабильность спортивных достижений.

Приступая к построению микроцикла, тренер должен распределить по дням все, что он заключил в план тренировки на данный этап. Прежде всего тренировочные занятия, исходя из их преимущественной направленности; после этого — содержание тренировки, исходя из оптимального повторения разных упражнений; затем – уровень нагрузки по отдельным упражнениям и в целом на день.
Установленный тренировочный цикл повторяется столько раз, сколько потребуется для решения задач подготовки на данном этапе.
В повторяемых циклах направленность занятий и упражнений сохраняются, но средства и методы разнообразятся, а объем и интенсивность работы изменяются. Могут меняться и условия, в которых проводятся тренировки.

Взаимоотношение повторяемых циклов может быть различным. На одном этапе тренировки может понадобиться сохранить однородность микроциклов, если тренировочная программа выполняется на одинаковом уровне интенсивности и объема; на другом – увеличить нагрузку от цикла к циклу. Очень часто такое увеличение нагрузки осуществляется на протяжении трех микроциклов, а четвертый проходит со сниженной нагрузкой для полного восстановления организма. Подобные четыре цикла многократно повторяются, но всякий раз на несколько более высоком уровне по нагрузке. Такое изменение нагрузки может быть и при двухцикловых повторениях : первый-с очень большой нагрузкой, второй – с облегченной.
Микроциклы делятся на тренировочные и соревновательные.

Тренировочные микроциклы строятся таким образом, чтобы обеспечить наибольшее повышение уровня тренированности и развитие спортивной формы.Соревновательные циклы направлены на обеспечение наилучшей подготовки к определенному состязанию.
Соединяясь, микроциклы образуют этапы и периоды круглогодичной и многолетней тренировки. Есть все основания считать микроцикл основным конструктивным элементом в построении и планировании процесса спортивной тренировки.


VI ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
В подготовке спортсменов исключительно важную роль играет их теоретическая подготовка. Теоретическая подготовка спортсменов осуществляется на всех этапах спортивной деятельности. На каждом из них используются свои специфические средства и методы подготовки.

На этапе начальной подготовки основными методами теоретической подготовки являются беседы: беседы, демонстрация простейших наглядных пособий (плакатов, стендов), просмотр учебных кинофильмов и видеофильмов.

На этапе углубленной спортивной специализации используются: изучение методической литературы по вопросам обучения и тренировки занимающихся многоборьями, разбор и анализ техники видов легкой атлетики, методов обучения и тренировки, просмотр видеофильмов, лекции по вопросам тренировки и обучения.

На этапе спортивного совершенствования в дополнение к указанным методам применяются: разбор и анализ отдельных методических статей, участие спортсменов в планировании и анализе тренировки, разборки техники и тактики спортсменов на соревнованиях.

Спортсмен должен:

  • Знать задачи, стоящие перед ним;
  • Уметь разбираться в средствах и методах воспитания силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости, в форме тренировочных занятий и планировании их, планировании перспективной многолетней тренировки;
  • Знать роль спортивных соревнований и их варианты; особенности непосредственной подготовки к ними участия в них;
    Вести учет тренировки и контроль за ней;
  • Анализировать спортивные и функциональные показатели;
    Вести дневник тренировки;
  • Самоопределение индивидуальных особенностей спортсмена, выявление слабых и сильных сторон в подготовленности и перевод их на конкретные цифры показателей силы, выносливости, быстроты, гибкости, переносимости нагрузки.

Необходимо, чтобы вопросы гигиенического режима спортсмена также вошли в программу теоретической подготовки. Кроме того, спортсмены должны быть ознакомлены с основами врачебного контроля и самоконтроля, а также травматизма и его профилактики в специализируемом виде спорта.

Нет сомнения, что программа специального образования спортсменов обширнее, чем указано здесь. К проблеме специальной теоретической подготовки должно быть привлечено особое внимание спортивных организаций и тренеров.

В теоретической подготовке спортсмена наибольшая роль принадлежит тренеру. На первых тренировочных занятиях, во время объяснения упражнений, в паузах между ними тренер «настраивает» ученика на изучение избранного вида спорта.

Тренер организует специальные занятия по теоретической подготовке, делает доклады, встречи с известными мастерами спорта и специалистами. Но самое главное – желание самих спортсменов приобрести глубокие знания. В связи с этим очень важно пробудить у спортсменов интерес ко всем вопросам специальной теоретической подготовки.


VII ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Целью тренировочного процесса наряду с достижением высокого спортивного результата должно быть всестороннее и гармоничное раз­витие личности. Добиваться реализации этой цели невозможно без ис­пользования основных принципов воспитания: научности; связи воспи­тания с жизнью; воспитания личности в коллективе; единства требова­ний и уважения к личности; последовательности, систематичности и единства воспитательных воздействий; индивидуального и дифферен­цированного подхода; опоры на положительное в человеке.

Руковод­ствуясь принципами, тренер избирает необходимые методы, средства и формы воспитательной работы. Стратегия и тактика их использования должна основываться на знании интересов, характера, условий жизни и воспитания в семье и школе каждого занимающегося в спортивной сек­ции, уровня его воспитанности.

Главные воспитательные факторы:

  • Личный пример и педагогическое мастерство тренера;
  • Четкая творческая организация тренировочной работы
  • Формирование и укрепление коллектива;
  • Правильное моральное стимулирование;
  • Творческое участие спортсмена в составление планов на очередной этап подготовки и в обслуживании итогов его выполнения.
  • Эстетическое оформление спортивных залов.
  • Заметное воспитательное воздействие на юных легкоатлетов оказы­вает участие в соревнованиях памяти героев Великой Отечественной войны, посещение мест их захоронений или музеев с обязательным рас­сказом об их жизни и подвиге. Очень важное качество — умение гово­рить правдиво и справедливо поступать — должно формироваться у учащейся молодежи повсюду: в семье, школе, спортивной секции. Коллек­тив, в котором царит открытость и справедливость, располагает школь­ников к обсуждению многих событий, фактов, не имеющих прямого от­ношения к спортивной деятельности. В этих условиях, по мнению В. А. Сухомлинского, беседы на моральные темы, разъяснение этических понятий, задушевные индивидуальные разговоры с учащимися — необ­ходимейшее звено в правильном формировании нравственных качеств личности. И, наоборот, если система словесно-нравственных знаний не подкрепляется практическим опытом жизнедеятельности коллектива и отношений с товарищами, возникает ситуация отрыва от деятельности, формальное усвоение этической информации. Необходимо органичное единство нравственно воспитывающего слова и жизненных ситуаций коллектива, в которых практически формируется нравственный опыт школьника.
  • Положительный воспитательный эффект, эмоционально приподнятое настроение вносят в спортивную группу элементы деловых игр. Тренер поручает одному из занимающихся выполнять во время разминки свои функции, остальные обязаны ему подчиняться. Перед разминкой все до­говариваются играть свои роли максимально приближенно к действи­тельности, так как на последующих тренировках каждый спортсмен груп­пы так же побывает в роли тренера. Будучи увлечен игровой ролью, про­водящий разминку проявляет активность, деловитость, творческие способности и зачастую раскрывается с совершенно незнакомой сторо­ны. Обстановка таких игр наиболее благоприятна для формирования у школьников положительных форм поведения: дисциплинированности, трудолюбия, инициативности. Именно поэтому А.С. Макаренко исполь­зовал игры как один из самых действенных воспитательных методов.

Центральной фигурой воспитательного процесса в спортивной группе является тренер. Какие же качества должен формировать у себя спортив­ный наставник, с тем чтобы обеспечить максимальную отдачу и в воспита­тельном, и в спортивном отношении? Основой подготовки должны быть глубокие знания теории и методики физического воспитания, педагогики, психологии, анатомии и физиологии, биохимии. Знания по этим дисципли­нам необходимо постоянно накапливать и систематизировать, учиться трансформировать их общие закономерности в практику спортивной тре­нировки.

И конечно же, нужно глубокое знание своей спортивной специа­лизации — легкой атлетики — как предмета и как вида спорта. Будущий тренер должен быть патриотом своей страны, обладать активной жизнен­ной позицией, соединять в себе слово и дело, убеждения и поступки.

Планируя воспитательную работу с юными спортсменами, желатель­но учитывать все, что проводится в этом плане в школе, семье, а также реакцию на нее со стороны каждого занимающегося в группе.

Естествен­но, что дать рецепты воспитательных воздействий, пригодные для всех жизненных ситуаций, невозможно. Затрудняет проведение этой работы и лимит времени тренера ДЮСШ.

В ходе осуществления воспитательной работы следует использовать следующие формы: Утверждение почетного звания «наставник» для опытных спортсменов школы для оказания помощи в подготовке и воспитании более юных спортсменов; внедрение форм поощрения за успехи подопечных как спортивной, так и в общественной жизни;
Введение единого ритуала торжественного приема новых спортсменов и проводов выпускников школ;

Постоянный контроль за воспитательной работой в группах с ежегодным заслушиванием на педагогическом совете школы;

Активное привлечение новых учащихся к общественным мероприятиям с конкретными поручениями и контролем за их выполнением;

Культурно-массовые мероприятия.
План воспитательных и культурно-массовых мероприятий необходимо четко скоординировать с тренировочным процессом.

Определенное место в воспитательной работе с юными спортсменами должно отводится и соревнованиям. Наблюдая за выступлениями, проведением и высказыванием спортсмена, тренер может сделать вывод, насколько прочно сформировались у него морально-волевые качества.

Поэтому тренеру необходимо фиксировать в специальном журнале спортивные результаты своих воспитанников, комментировать их поведение во время соревнований, настраивать на занятие определенного места и на проявление конкретных волевых качеств, отмечать недостатки в психологической подготовке.

Тренеру следует постоянно помнить, что комплексный подход к воспитанию юного спортсмена предполагает изучение, учет и использование всех факторов воздействия на личность не только в спорте, но и в быту. Разрабатывая план воспитательной работы, тренер должен предусмотреть особенности бытового поведения учащихся, их учебной и общественной деятельности, факторы влияния на их поведение и убеждения, чтобы уметь максимально использовать, координировать, а в некоторых случаях и нейтрализовать это влияние.


IX ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Неотъемлемой составной частью каждого плана тренировки долж­но быть использование средств восстановления. Все многочисленные средства восстановления подразделяются на три группы: педагогичес­кие, психологические, медико-биологические.

Педагогические средства восстановления

Наиболее естественными из всех используемых являются педагоги­ческие средства восстановления. Применение этих средств предполага­ет как использование отдельных упражнений (бег трусцой, ходьба, пла­вание, упражнения на гибкость, расслабление и пр.), так и грамотное построение тренировки в занятии, микро-, мезо- и макроциклах.

О пра­вильном использовании педагогических средств можно говорить тогда, когда у спортсмена после серии занятий отмечается нарастание трени­рованности и повышение работоспособности за счет выполнения на­грузки и накопления энергетических ресурсов. Этого можно достичь лишь умелым сочетанием различных по характеру и величине нагрузок с интервалами восстановления, обеспечиваемого переключением на дру­гой вид деятельности или варьированием параметров работы.

Ускоре­нию течения восстановительных процессов у легкоатлетов способству­ют упражнения ОФП, выполняемые в конце тренировки. В микроцикле тренировки утомление у занимающихся быстрее накапливается при та­кой схеме построения, когда в смежных днях недели планируется одина­ковая по направленности работа, например: понедельник — развитие скоростных качеств, вторник — развитие скоростных качеств.

Для по­вышения работоспособности спринтеров при построении микроциклов необходимо наряду с повышением нагрузки планировать и ее снижение в середине или конце недели. Аналогичным образом в мезоциклах тре­нировки наряду с возрастанием нагрузки в одном-трех микроциклах нуж­но предусматривать ее снижение в разгрузочном микроцикле.

Педагогические средства восстановления являются основными, по­скольку нерациональное планирование тренировки невозможно воспол­нить воздействием любых психологических, медико-биологических средств, какими бы эффективными они ни были.
Особое значение оптимальное построение тренировочного процесса с обеспечением восстановления естественным путем имеет в группах начальной подготовки. Здесь главными средствами тренировки долж­ны быть специально подобранные подвижные игры, эстафеты, спортив­ные игры по упрощенным правилам, скоростные упражнения, выполня­емые в игровой или соревновательной форме.

В тренировочных группах и группах совершенствования спортивного мастерства большинством тренеров с целью восстановления успешно используются такие упражнения, как бег трусцой, ходьба, плавание. Значительно реже применяются упражнения на расслабление. А ведь их выполнение не только ускоряет течение восстановительных процессов, но и помогает обучить спринтера произвольному управлению нервно-мышечной системой, повысить скорость расслабления мышц и избавить­ся от излишней напряженности во время бега, особенно на соревновани­ях.

Только овладев этим искусством, можно рассчитывать на достиже­ние вершин спортивного мастерства. Отметим, что в 1972 году изо всех обследованных спринтеров высшего класса самую высокую скорость произвольного расслабления мышц имел В. Борзов.

Психологические средства восстановления

К психологическим средствам относятся:

  • аутогенная тренировка;
  • психопрофилактика;
  • психомышечная тренировка, внушение, мышечная релаксация, сон, отдых;
  • психорегулирующая тренировка, активизирующая терапия, спе­циально отвлекающие факторы, интенсивный индивидуальный или кол­лективный отдых, исключение отрицательных эмоций.

Применение психологических средств позволяет снизить уровень нервно-психического напряжения и уменьшить психическое утомление. Методика их использования, описанная во многих источниках, базиру­ется на самовнушении, благодаря которому спортсмен приводит себя в состояние дремоты с ощущением тепла, расслаблением мускулатуры, регулированием деятельности вегетативной нервной системы.

Психологические средства восстановления применяются в учебно-тренировочных группах, и особенно в группах спортивного совершенст­вования. В группах начальной подготовки психологическое восстано­вление достигается построением занятий в игровой форме, по схеме кру­говой тренировки, частой сменой разнообразных упражнений.

Медико-биологические средства восстановления

Медико-биологические средства восстановления включают: рацио­нальное питание (сюда входят специальные питательные смеси), вита­минизацию, массаж и его разновидности (ручной, вибро-, гидро-, баро-массаж), спортивные растирки, гидро- и бальнеопроцедуры, физиотера­пию, курортотерапию, фармакологические и растительные средства.

При планировании использования восстановительных средств необ­ходимо учитывать, что течение процессов восстановления обусловлено как направленностью тренировочной работы, так и объемом и интен­сивностью нагрузок в занятии, микро- и мезоцикле тренировки, часто­той участия в соревнованиях. Характер восстановления зависит от воз­раста, состояния здоровья спортсмена в данный момент, уровня его под­готовленности, влияния внешней среды.

В связи с этим выбор восстановительных средств в том или ином случае должен быть индивидуальным для каждого легкоатлета.
Охарактеризуем основные медико-биологические средства восста­новления. Главным средством восстановления и повышения работоспо­собности спортсменов является питание. Его значение трудно переоце­нить еще и потому, что период пребывания в ДЮСШ совпадает с формированием всех органов и систем растущего организма детей, подрост­ков, юношей.

Между тем, как показывает практика, проблеме питания зачастую не уделяется должного внимания ни самими занимающимися, ни тренерами.

Питание выполняет в организме энергетическую и пластическую функции. Энергетическая функция питания заключается в том, что при окислении кислородом содержащихся в пище жиров и углеводов выде­ляется энергия, используемая для мышечной деятельности. Пластичес­кая функция состоит в использовании поступающих с пищей белков для построения и восстановления мышц, сухожилий и других тканей, кото­рые разрушаются в процессе работы. Особое значение продукты, со­держащие белковые вещества, необходимые для пластических целей, имеют в период роста.


X МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ
Медико-биологический контроль направлен на оценку состояния здоровья, определение физического развития и биологического возрас­та юного спортсмена, уровня его функциональной подготовки.

Основ­ным в комплексном врачебно-биологическом контроле является углуб­ленное медицинское обследование, тестирование физической работо­способности в лабораторных и естественных условиях, определение специальной тренированности и оценка воздействия тренировочных нагрузок на юного спортсмена.

Содержание медико-биологического контроля имеет свои особенности в зависимости от специфики спортив­ной деятельности. В скоростно-силовых видах спорта, в частности в беге на короткие дистанции, комплексный контроль предусматривает исследование морфофункциональных признаков, особенностей высшей нервной деятельности и уровня проявления личностных качеств, опре­деление координационных способностей, физической и технической под­готовленности спортсменов.

Врачебный контроль юных спортсменов осуществляется силами вра­чей общеобразовательных школ, ДЮСШ, СДЮШОР, училищ олим­пийской подготовки и лечебно-профилактических учреждений в тесном контакте с тренерско-преподавательским коллективом.

Врачебный конт­роль является составной частью общего учебно-тренировочного плана подготовки юных спортсменов.
Главная особенность врачебного обследования юных спортсменов — комплексный подход, направленный на изучение целостной деятельнос­ти организма, обуславливающий его приспособляемость к физическому напряжению. При этом методы исследования подбираются с таким рас­четом, чтобы как можно полнее охарактеризовать все системы организ­ма и выявить уровень функциональных возможностей.

Существуют следующие виды медицинского обследования: углуб­ленное, этапное, текущее и оперативное.
Углубленное медицинское обследование юные спортсмены прохо­дят 2 раза в год (в начале и в конце учебного года).

Этап начальной спортивной специализации в беге на короткие дис­танции начинается в 12-13 лет. В этом возрасте чаще возникают пере­утомления и перенапряжения при несоответствии нагрузок возможнос­тям спортсменов. Это определяет и тактику врачебного контроля на этапе начальной спортивной специализации. По-прежнему ведутся тщатель­ные наблюдения за состоянием здоровья и за текущей заболеваемостью. Спортсмены 2 раза в год проходят диспансеризацию на базе врачебно-физкультурного диспансера.
При исследовании физического развития определяется биологический возраст, выявляется его соответствие паспортному возрасту и нормати­вам для возрастно-половой группы данного географического района. Биологический возраст в большей степени определяет уровень физичес­кого развития, чем паспортный. С темпами полового созревания тесно связаны показатели физической подготовленности и работоспособности.

Для определения физической работоспособности в условиях кабине­та используются различные модели физических нагрузок. Наиболее рас­пространено определение работоспособности по тесту PWC170.
Заключение по результатам углубленного обследования составля­ется с учетом всех использованных методов. При этом возраст является основополагающим фактором при анализе и оценке многообразного комплекса анатомо-физиологических показателей. Полученные данные суммируются и обобщаются.

Заключение должно содержать: оценку состояния здоровья, оценку физического развития, биологический возраст и его соответствие пас­портному, уровень функционального состояния, рекомендации по ле­чебно-профилактическим и восстановительным мероприятиям, рекомен­дации по тренировочному режиму.

Этапное обследование проводится в сроки основных периодов го­дичного тренировочного цикла. Кроме обследования в лабораторных условиях исследования ведутся в процессе тренировки. При этом ста­вится задача оценить состояние здоровья, изучить динамику трениро­ванности и переносимость тренировочных нагрузок. Дополнительные осмотры юных бегунов на короткие дистанции приурочиваются к концу мезоцикла. Они обязательно включают фун­кциональные пробы сердечно — сосудистой системы и инструменталь­ные методы исследования.

В этапном врачебном обследовании боль­шое значение придается определению динамики специальной трени­рованности. Особенно это относится к этапу углубленной тренировки в избранном виде спорта. Динамические наблюдения проводятся в одинаковых условиях. Этому требованию удовлетворяет методика повторных нагрузок. При их использовании соблюдается ряд мето­дических требований: нагрузки должны быть специфичными для дан­ного вида спорта; каждая из повторных нагрузок выполняется с мак­симальной интенсивностью, а между нагрузками регистрируются ме­дико-биологические показатели; точно учитывается интенсивность и продолжительность выполнения нагрузки (секунды, метры, баллы и т. д.); сопоставляются педагогические критерии и медико-биологические показатели. Повторные нагрузки для определения специальной тре­нированности сохраняются идентичными на различных этапах го­дичного цикла. Текущий контроль проводится по заранее намеченному плану, либо после того, как спортсмен приступил к тренировкам после перенесенно­го заболевания, либо по заявке тренера. Его цель — выявить, как спорт­смен переносит максимальные тренировочные нагрузки (одно трениро­вочное занятие, недельный цикл и т. д.). Методы исследования зависят от возможностей медицинских работников и наличия аппаратуры.

Ми­нимальный комплекс включает измерение частоты сердечных сокраще­ний, артериального давления, электрокардиограмму, проверку адапта­ции к дополнительной нагрузке.

На этапе начальной спортивной специализации текущий контроль осуществляется простыми методами для охвата наибольшего количе­ства занимающихся. В этом случае врач проводит на занятиях наблюде­ния за внешним видом учащихся, который дает представление о степени утомления, проводит хронометраж занятий, изучает физиологическую кривую тренировки, при необходимости проводит индивидуальные на­блюдения за отдельными спортсменами, используя при этом легкодос­тупные, необременительные методы исследования. Врач и тренер со­вместно анализируют тренировочные нагрузки и находят их оптималь­ную дозировку. До и после занятий исследуется частота сердечных сокращений, артериальное давление, жизненная емкость легких, динамо­метрия.

На этапе углубленной тренировки в избранном виде спорта особое значение приобретает оценка воздействия тренировочных нагрузок на юных спортсменов методом повторных нагрузок, а также изучение динамики специальной тренированности. Необходимо вести строгое на­блюдение за процессом восстановления после больших и максимальных тренировочных и специфических соревновательных нагрузок.

Оценка результатов обследования должна содержать медицинское заключение о состоянии здоровья, физическом развитии, биологичес­ком возрасте, функциональной подготовленности и специальной трени­рованности. В зависимости от этапа многолетней подготовки содержа­ние медицинского заключения должно включать или все параметры, или только часть из них.

Оценка состояния здоровья. К занятиям спортом допускаются лишь дети и подростки, отнесенные к основной медицинской группе. В эту группу входят лица, не имеющие отклонений в состоянии здоровья, фи­зическом развитии и функциональной подготовленности, а также имею­щие незначительные, чаще функциональные, отклонения, но не отстаю­щие по своему физическому развитию и функциональной подготовлен­ности.

Оценка физического развития проводится с учетом полового созре­вания, так как биологический возраст в большей степени определяет показатели физической подготовленности и работоспособности, а так­же темпы их развития.

При оценке функционального состояния прежде всего анализируют данные, полученные в состоянии покоя, по отношению к возрастным нормам (ЧСС, артериальное давление, электрокардиограмма и др.) или к должным величинам (жизненная емкость легких, максимальная венти­ляция легких и др.). При оценке функциональной подготовленности ориентируются на показатели работоспособности в тестирующих нагрузках. В практике врачебного контроля юных спортсменов количественное определение физической работоспособности при пульсе 170 уд./мин проводится почти на всех этапах многолетней подготовки.

Определение специальной тренированности. Динамика специальной тренированности изучается методом повторных нагрузок. Оценка дает­ся с учетом результатов проделанной работы и степени сдвигов в функ­циональных показателях. По изменению биохимических показателей можно судить о направленности тренировочных занятий и тем самым управлять тренировочным процессом.

Результаты обследования спортсменов заносятся в протоколы, и на их основе дается заключение о переносимости тренировочной нагрузки. В заключении указывается, какое воздействие оказывает проведенное занятие, соответствует ли нагрузка периоду подготовки, дается оценка уровня функциональных возможностей, вносится коррекция в планы тренировок.

В заключение следует отметить, что наличие медико-биологичес­ких данных на каждого спортсмена позволит своевременно вносить коррекцию в процесс тренировки бегунов на короткие дистанции, что будет способствовать повышению качества учебно-тренировочного процесса.


XI ИНСТРУКТОРСКАЯ И СУДЕЙСКАЯ ПРАКТИКА
Приобретение навыков судейства и самостоятельной практики проведения занятий является обязательным для всех групп подготовки, проводится с целью получения учащимися звания инструктора — общественник и судьи по спорту и последующего привлечения их к тренерской и судейской работе, а также имеет большое воспитательное значение – у занимающихся воспитывается вкус к наставничеству, сознательное отношение к тренировочному процессу и уважение к решениям судей.

Навыки организации и проведения занятий и соревнований приобретаются на всем протяжении многолетней подготовки в процессе теоретических занятий и практической работы в качестве помощника тренера, инструктора, помощника судьи, секретаря, самостоятельного судейства.

Учащиеся групп совершенствования спортивного мастерства 1-3-го годов обу­чения являются помощниками тренера в работе с начинающими спорт­сменами. Они должны уметь самостоятельно провести все тренировоч­ное занятие в группах начальной подготовки или в учебно-тренировоч­ных группах, составив при этом программу тренировки, отвечающую поставленной задаче. Наряду с хорошим показом легкоатлетических упражнений учащиеся обязаны знать и уметь охарактеризовать методи­ческие закономерности развития быстроты, силы, выносливости, объяс­нить, при каком уровне ЧСС следует выполнять работу соответствую­щей направленности. Отметим, что наблюдения за проведением занятий учащимися групп спортивного совершенствования позволяют тренеру выделить из них тех, кто обладает склонностями к педагогической ра­боте и может быть рекомендован для учебы в педагогическом или физ­культурном вузе.
Спортсмены групп совершенствования спортивного мастерства должны хоро­шо знать правила соревнований по легкой атлетике и, постоянно участ­вуя в судействе городских и областных соревнований, на третьем году обучения выполнять необходимые требования для присвоения звания инструктора и судьи по спорту.